Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности эмоциональной выразительности речи умственно отсталых учащихся.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия.
Разрабатываются приемы и методы экспресс-диагностики, направленной на определение актуальных возможностей ребенка, а также и в прогностическом плане - на определение зоны его ближайшего развития (важно определить не только то, что ребенок знает и умеет, но и чем он может овладеть при оказании ему соответствующей помощи). При изучении и воспитании детей дошкольного возраста интегрируются данные разных научных дисциплин: общей и специальной психологии и педагогики, невропатологии и психопатологии, отоларингологии и офтальмологии, лингвистики и диалектологии и т.д.
Развитие коррекционной педагогики и специальной психологии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу дошкольного коррекционного воспитания и обучения. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизм отклонений в развитии, разработаны пути воздействия, адекватные имеющемуся у ребенка дефекту.
Орудием человеческого мышления, средством общения, вы¬ражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятель¬ности служит речь.
Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его заботящимися о нем людьми, обыч¬но — с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными движения¬ми на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой инто¬нацией. Позднее к этим реакциям присоединяются эмоционально окрашенные звуковые комплексы. Постепенно ребенок начинает реагировать на отдельные слова, выполнять ситуативные коман¬ды. По предложению взрослого он с явным удовольствием пока¬зывает, «где у него глазки, носик» и т. п./ и радуется своим успе¬хам вместе с матерью. Прислушиваясь к речи говорящих, он сам стремится им подражать. Обычно до года ребенок уже имеет в своем словарном запасе ряд не всегда точно произносимых слов и активно пользуется ими. Его словарь быстро увеличивается, про¬изношение совершенствуется. К концу дошкольного периода жизни он много, довольно правильно и связно говорит на различные темы, адекватно употребляет и сложносочиненные, и сложно¬подчиненные конструкции. Может достаточно правильно пере¬сказать прослушанный текст или ответить на соответствующие вопросы, рассказать, что он видит на сюжетной картинке, что с ним недавно происходило.
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляет¬ся своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Исследо¬ватели отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмо¬циональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуа¬тивные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержа¬ние обращенной к ним речи.
Долгое время звучащая речь слабо интересует умственно отста¬лых дошкольников. Они недостаточно прислушиваются к ней и, как правило, начинают пытаться говорить с большим запаздыва¬нием. Однако постепенно они в разные сроки, но все же овладе¬вают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья не оказывает им никакой реальной помощи, и они не посе¬щают специального дошкольного учреждения. Это связано с не¬обходимостью, живя среди людей, взаимодействовать с окружа¬ющими.
Многие умственно отсталые дошкольники произносят первые слова в 2 — 3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные — названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Фонети¬ческий строй речи почтя у всех детей к началу школьного обуче¬ния оказывается сформированным далеко не полностью. Исклю¬чения встречаются весьма редко.
К этому времени дошкольники хоть и с трудом, но пользуются речевым общением. Их затрудняет участие в беседе. Тем более слож¬ными оказываются рассказ по картинке, пересказ услышанного простого текста или словесная передача увиденного или пережи¬того события. Мало разговаривая, дети любят слушать читаемые им детские рассказы и с еще большим удовольствием смотрят любимые телевизионные программы. Хотя они мало что понима¬ют, им нравятся движущиеся на экране фигуры и музыкальное сопровождение.
Проблема общения является предметом интен¬сивных теоретических и экспериментальных иссле¬дований. Выделившись в отдельную категорию, об¬щение стало объектом специального анализа фило¬софов (Л.П. Буева, Б.Д. Парыгин, А.А. Брудный, В.М. Соковнин), социологов (Я. Щепаньский, Г.М. Ан¬дреева, И.С. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко), пси¬хологов (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Пет¬ровский, Ю.Л. Ханин), педагогов (СВ. Кондратье¬ва, Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская), психотера¬певтов (В.Н. Мясищев, В.Л. Леви, А.Б. Добрович). По мнению ряда ученых, разрабатывавших методоло¬гические основы отечественной психологии (А.А. Бо¬далев, А.В. Брушлинский, Г.В. Гусев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов), возрастание интереса к проблеме общения можно рассматривать как некоторую об¬щую тенденцию развития всей системы психологи¬ческих наук.
Все психические процессы выступают как явления психического отражения. Процессы психического от¬ражения развертываются от относительно нерасчлененного отражения окружающего мира ко все более полному и дифференцированному. Б.Ф. Ломов назы¬вает три уровня психического отражения:
• сенсорно-перцептивные процессы,
• представления,
• речемыслительные процессы, понятийное мыш¬ление, интеллект.
Целью данной курсовой работы является изучение эмоциональных особенностей речи умственно отсталых учащихся.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть способность умственно отсталых учащихся выражать свои переживания в общении.
• Проанализировать роль специальной школы в развитии эмоциональной выразительности речи умственно отсталых учащихся.