Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Воспитание техничного мастерства юных футболистов в возрасте 7-8 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Футбол — самая популярная и любимая игра в большинстве стран мира. Сотни тысяч детей, юношей, взрослых играют в футбол, миллионы слушают радиорепортажи, следят за игрой по телевидению. Большое количество книг, статей, отчетов о соревнованиях информирует любителей футбола о состоянии, развитии, перспективах игры, проблемных вопросах и т.д.
Чтобы тренировка протекала в нужном направлении и давала максимальный эффект, необходимо установить систематический педагогический контроль за ее влиянием на тренирующихся. Педагогический контроль в процессе тренировки футболистов является основной формой оценки их подготовленности. Осуществляется он тренером, который учитывает содержание, объем и интенсивность проведенных занятий и анализирует выполнение планов тренировки (перспективных, текущих, оперативных).
Актуальность воспитания техничного мастерства у юных футболистов объясняется еще и тем, что Россия может стать великой футбольной державой, если подойти к делу профессионально. Главное - поставить четкую задачу и разработать план ее реализации. Сейчас же у нас правая рука не знает, что делает левая. К примеру, на взрослом уровне мы вздыхаем, что в стране не хватает техничных футболистов, а на юношеском - сами же душим юных «технарей». От детских тренеров требуют не воспитания классных игроков, а постоянных побед - на уровне спортшколы, города, района... Вот они и стараются побыстрее «отцепить» из команды ребят, которые любят «поводиться» с мячом, пофинтить, а, следовательно, нарваться на контратаку и пропустить гол. Откуда же после этого взяться у нас «технарям»?
Однако, в соответствии с прогнозами В. Колоскова, экс-президента Российского футбольного союза, великой футбольной державой в ближайшие десятилетия мы не станем, потому что для этого мало одного желания.
По словам В. Колоскова «Есть три основных компонента, которые позволят нам добиться этой цели. Во-первых, материально-техническая база: у нас в стране полторы тысячи детских школ, значит, мы должны иметь как минимум полторы тысячи футбольных полей. Для того чтобы количество перешло в качество, нужен второй компонент: тренеры. Мы должны готовить футбольных специалистов на всех уровнях - от детского тренера до наставника национальной сборной. Наконец, третий компонент - соревновательная практика. Опять же начинать надо с детских школ, потому что они, как правило, варятся в собственном соку. Если все это удастся воплотить в жизнь, через 15-20 лет мы сможем надеяться на действительно высокие результаты. Если хотя бы один из этих компонентов будет отсутствовать, то наш максимум - это попадание в финальные части чемпионатов Европы и мира. Очень жаль, кстати, что нынешняя сборная на чемпионат мира не пробилась. Группа, в которой мы играли, была одной из самых слабых, и проходить в финальную часть россияне были обязаны».
По физиологическому характеру нагрузки футбол, как и другие спортивные игры, представляет собой ациклическую, преимущественно динамическую, работу переменного характера с постоянно меняющейся интенсивностью (от максимальной до умеренной). Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. Непрерывная борьба за мяч сопряжена с самыми разнообразными движениями и действиями (ходьба, бег разной интенсивности с резкими остановками, рывками, стремительными стартами, ускорениями, поворотами; прыжки; удары по мячу; различные силовые и акробатические приемы).
Характерными чертами нагрузки футболистов являются ацикличность работы (сочетание различных, не повторяющих друг друга по структуре и напряжению движений и действий), часто меняющиеся сочетания движений, работы и отдыха, быстрая смена обстановки. Все это связано с необходимостью быстро оценивать сложившуюся ситуацию и мгновенно отвечать на нее точным и быстрым движением, как в индивидуальном, так и в коллективном действии.
Все спортивные игры сопряжены с различной по характеру и интенсивности физической нагрузкой, но в большинстве из них преобладает работа скоростно-силового характера. Это полностью относится и к футболу. Но в связи с необходимостью многократно повторять во время игры такую работу с небольшими интервалами и много раз пробегать относительно длинные отрезки в течение длительного времени игры футбол в большей степени, чем другие спортивные игры, способствует выработке общей и специальной выносливости.
В процессе тренировки у футболистов развиваются сложные и разнообразные двигательные навыки. Характерная для футбола ацикличность упражнений усложняет эти навыки и предъявляет особенно большие требования к органам чувств футболистов. Выполнение приобретенных двигательных навыков связано с быстрым перемещением мяча и игроков на поле. В связи с этим ведущее место у футболистов занимает зрительная афферентная система.
Одновременно происходит беспрерывное формирование и совершенствование условно-рефлекторных связей между корой головного мозга, двигательным аппаратом и внутренними органами; значительно расширяются функциональные возможности двигательного аппарата, нервной системы, вегетативных органов; совершенствуются координационные и адаптационные способности.
Футбол способствует развитию и совершенствованию различных физических качеств, формированию и закреплению разнообразных двигательных навыков и их комбинаций. Физические качества и двигательные навыки проявляются в игре в тесной взаимосвязи с тонкой координацией движений, быстрой реакцией, развитым мышлением, большой эмоциональностью.
Игра в футбол, связанная с необходимостью поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного времени и выполнять порою работу максимальной интенсивности на фоне значительного общего утомления, требует высокой устойчивости во взаимосвязи функциональных систем. Поэтому технические и тактические умения футболистов проявляются в игре с должной эффективностью лишь на фоне высокого уровня их физической подготовленности.
Требуя от футболистов умения ориентироваться в самой различной обстановке, быстро оценивать сложившуюся ситуацию, принимать наиболее правильное в данный момент решение и на основе взаимоотношения с партнерами реализовывать его в быстром и точном движении, футбол вырабатывает у игроков и такие ценные качества характера, как воля, смелость, инициативность, решительность, чувство коллективизма.
Поскольку тренировки и соревнования по футболу проходят почти круглый год, в самых различных климатических и метеорологических условиях, футбол способствует и физической закалке, повышению сопротивляемости организма и расширению адаптационных возможностей.
Систематическая разносторонняя тренировка обеспечивает футболистам возможность переносить во время игры большие физические и нервные напряжения, быстро после них восстанавливаться, правильно реагировать на изменившуюся обстановку, приспосабливаться к различным климатическим и метеорологическим условиям.
Степень непосредственного воздействия игры на организм футболистов зависит от плана игры, конкретной, сложившейся на поле ситуации, соотношения сил команд, уровня мастерства футболистов. Чем более интенсивно проводит футболист игру и чем больше в ней элементов бега и силовой борьбы, тем больше выражено ее воздействие на вегетативные функции организма. Чем выше эмоциональное напряжение и ответственность игры, тем большие сдвиги вызывает она в состоянии нервной системы, анализаторов и внутренней среды организма.
Уровень мастерства высококвалифицированных футболистов в значительной мере определяется качеством технико-тактической подготовки в детско-юношеском возрасте и личностными особенностями, обеспечивающими высокую эффективность деятельности. Поэтому необходимо именно в детском возрасте способствовать развитию тактических навыков и технического мастерства у юных футболистов. Такая проблематика определила цель дипломной работы.
Гипотезы. Мы предполагаем, что при использовании методики воспитания технического мастерства юных футболистов 7-8 лет следует акцентироваться на следующие условия:
• индивидуальный подход к воспитанию техничного мастерства юных футболистов 7-8 лет;
• учет существующих автоматизированных ошибок и использование корректной методики исправления;
• введение зрительных, слуховых, тактических ориентиров;
• использование подводящих упражнений и двигательных аналогий, имитации локальных действий, движений – антиподами.
Процесс воспитания технического мастерства будет более результативным и ресурсным.
Цель данной дипломной работы – выявить основные аспекты воспитательного процесса юных футболистов в возрасте 7-8 лет и формирование у них техничного мастерства.
Объект исследования – процесс воспитания технической подготовленности юных футболистов возраста 7-8 лет.
Предмет изучения – методика технической подготовки юных футболистов 7-8 лет.
Структурное построение работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке экспериментальной практической программы и выработке рекомендаций тренерам по организации процесса технической подготовки юных футболистов 7-8 лет, с учетом методики исправления ошибок, использованием игрового метода, индивидуального подхода и особенностей детей.
Новизна проведенного исследования. Результаты исследования показали, что такие сложные двигательные качества, как двигательная координация и пространственная ориентация развивается наиболее успешно, когда в предлагаемых в процессе тренировки упражнениях есть элементы новизны, непривычности и замысловатости. При этом важно, чтобы сами упражнения по своему содержанию были интересны юным футболистам и выполнялись с элементами соревнований или сопротивления соперника.