Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие познавательной активности младших школьников с использованием аудиовизуальных средств
Введение
Активизация познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе является большой и комплексной проблемой в современной теории и практики, как педагогики, так и психологии.
В современных условиях одной из важнейших социально-педагогических задач является воспитание познавательной активности учащихся. Данная проблема во все времена находилась в сфере внимания педагогической, социологической и философской мысли.
Значительное влияние на теоретическое и практическое решение названной проблемы оказали работы М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я.Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, Т.И.Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Важное значение в понимании сущности познавательной активности и самостоятельности и средств ее формирования имеют исследования проблем развивающего обучения (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Л.Б. Ительсон, С.Г. Костюк, Д.Б. Эльконин); совершенствования методов обучения (Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, И.Ф.Харламов); его организационных форм (Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук); психологических механизмов управления учебной деятельностью (П.Н.Гальперин, Т.А.Ильина, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); способов формирования познавательных потребностей и ценностных ориентации школьников в обучении (В.С. Ильин, А.К. Маркова, Ю.В. Шаров).
Психолого-педагогические исследования создали основу для получения качественно новых знаний о познавательной активности школьников и обусловили возможность ее определения как деятельностного отношения человека к миру, способность к преобразованию материальной и духовной среды, наиболее полно проявляющиеся в творческой деятельности.
Над исследованием путей, методов, средств и способов формирования активной познавательной деятельности обучаемых работали В.И. Загвязинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, В.Т. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.
Необходимость исследования проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников вытекает из особенностей построения учебного процесса в школе. Во-первых, усложнились задачи образования. Во-вторых, произошло значительное усложнение содержания образования. В связи с этим обострилась задача развития мышления учащихся и обучения их учебным умениям, рациональным приемам познавательной деятельности.
К сожалению, часть учителей, работающих сегодня в школе, не умеет возбуждать, поддерживать и развивать познавательный интерес у школьников.
В большинстве случаев познавательный интерес развивается учителем только как средство организации учебного процесса, как побудитель познавательной деятельности. Не выдержана тенденция к поиску путей формирования интереса к познанию в младшем школьном возрасте.
Важность этой проблемы очевидна и в связи с падением интереса школьников к учению в массовой школе в том числе и в начальной. Специально организованные исследования ученых констатируют, что познавательный природный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться.
Таким образом, проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе в настоящее время стала важной проблемой не только дидактики, но и методики.
Педагогами и методистами, исследовавшими проблему активизации познавательной деятельности учащихся, было сделано много полезного для практики обучения и выдвижения новых дидактических идей. Все это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время накоплены обширные данные по вопросам психологии учения, использования различных способов активизации познавательной деятельности. Но в настоящее время недостаточно внимание уделяется вопросам разработки принципа активности в обучении младших школьников на уроках иностранного языка с помощью аудио-визуальных средств. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.
Объект - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка с использованием аудиовизуальных средств.
Цель исследования – рассмотреть развитие познавательной активности младших школьников с использованием аудиовизуальных средств.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- определить сущностные характеристики познавательной активности младших школьников на уроке;
- описать особенности развития познавательной активности младших школьников на уроке;
- рассмотреть применение аудио-визуальных средств в качестве обеспечения активизации деятельности младших школьников на уроке;
- описать виды аудиовизуальных средств и их использование на уроке иностранного языка;
- провести опытно-экспериментальную работа.
Гипотеза: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников будет проходить более эффективно, если:
- при отборе средств, методов, форм организации учитель будет придерживаться принципа активности в обучении;
- будет правильное сочетание активных методов и приемов обучения;
- преподаватель будет использовать разнообразные виды аудиовизуальных средств.