Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование познавательной активности у дошкольников в деятельности экспериментирования
Введение
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориенти-рующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Психологу, работающему в образовании, необходимо свободно владеть ин-струментарием, позволяющим оценить познавательную активность детей и способствовать ее развитию.
Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ори-ентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стрем-ление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Ку-ликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психиче-ское развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познаватель-ного развития ребенка.
Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Развитие познавательной активности определяется качественными из-менениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показате-лях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е., 2004). Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность дея-тельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной ак-тивности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.).
В данной работе рассмотрены такие аспекты формирования познава-тельной активности в дошкольном возрасте, как деятельность эксперимен-тирования и влияние занятий с элементами указанной деятельности на моти-вацию учения, как одну из ведущих составляющих познавательной активно-сти.
Цель работы – исследовать развитие познавательной активности до-школьников в ходе деятельности экспериментирования.
Объект исследования – познавательная активность дошкольников
Предмет исследования – мотивация к учению как ведущий элемент и ведущее условие познавательной активности
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблематике ис-следования
2. Эмпирическим путем установить влияние деятельности экспе-риментирования на познавательную активность дошкольни-ков.
Структура работы определилась в связи с целями и задачами исследо-вания.