Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ценностные ориентации женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности
Введение
Желанная беременность — это счастье для каждой женщины. Но, вместе с тем, беременность — это состояние новое, неизвестное, непривычное, и поначалу, возможно, пугающее. Эмоциональное и физическое здоровье беременной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и развитие ребенка.
В настоящее время все более актуальной становиться проблема патологического протекания беременности. Существует ряд факторов, способствующих изменению в нормальном состоянии будущей матери – это и экология, стрессы, и эмоционально-неустойчивое состояние будущих мам, и семейные проблемы в молодых семьях и многие другие факторы. Все это создает угрозу возникновения проблем в течении беременности или угрозу прерывания беременности.
Психология материнства - одна из самых сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения обоснована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с невысоким уровнем рождаемости, все увеличивающимся числом распадающихся семей, увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и, в первую очередь, женщине.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнств. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
В психологической литературе (преимущественно, зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией [Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. и др.], психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством.
Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства под¬крепляется тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышении на¬учного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.
Необходимость изучения психологии материнства и подготовки снециалистов в этой области обусловлена также бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая по¬мощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отно¬шений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетичес¬ки ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной на¬учной рефлексии как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррек¬ции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где ак¬тивно развивающийся социальный запрос на такого рода психоло¬гические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.
В нашей работе мы исследовали ценностные ориентации женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности. Данный вопрос, так же как и проблема материнства в целом, также требует дополнительного рассмотрения и структурирования имеющихся данных. Именно неразработанностью этого вопроса и обусловлен выбор темя нашего исследования: «Ценностные ориентации женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности».
“Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов”.
Целью нашей работы является изучение ценностных ориентаций женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности.
Предметом исследования: ценностные ориентации женщин, находящихся на разных сроках беременности.
Объект исследования – беременные женщины на разных сроках беременности с нормальным и патологическим протеканием беременности.
Гипотеза. В написании данной работы мы выдвинули два предположения: что ценностные ориентации женщин отличаются на разных сроках беременности и ценностные ориентации женщин с нормальным протеканием беременности отличаются от ценностных ориентаций женщин с патологическим протеканием беременности.
Под патологическим протеканием беременности мы будем подразумевать существующую у женщин угрозу выкидыша.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам материнства и ценностных ориентации личности;
2.выявить психологические особенности женщин, находящихся на разных сроках беременности и рассмотреть развитие беременности в норме и патологии;
3.определить содержание, структуру и онтогенез материнской потребностно-мотивационной сферы
4.провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций у женщин, находящихся на разных сроках беременности, что включает в себя диагностику ценностных ориентаций у женщин на ранних и поздних сроках беременности
5.на основании полученных теоретических и диагностических данных подобрать рекомендации по оказанию психологической помощи беременным женщинам, рассмотреть структуру и содержание коррекционной работы.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: исследование проводилось в одной из женских консультаций города с двумя группами беременных женщин – 7 человек с нормальным развитием беременности и 7 человек с патологией (угрозой выкидыша).