Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности игровой зависимости у молодых людей 20-30 лет
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).
Данная работа посвящена изучению вопроса игровой зависимости людей в возрасте 20-30 лет.
Важно отметить, что проблеме патологической склонности к азартным играм уделялось и уделяется много внимания в зарубежной литературе, а в отечественной психиатрии практически нет научных исследований и публикации на эту тему. В связи с этим мы не имеем возможности привести статистические данные, касающиеся нашей страны. Практически все цифры, приведенные в данной книге, почерпнуты нами из зарубежных источников. Так, в соответствии с эпидемиологическими исследованиями известно, что зависимостью от азартных игр страдают примерно от 0,5 % до 1,5% населения развитых стран, особенно в тех регионах, где игорный бизнес легализован. При этом около 60% населения хотя бы раз в год проводит свой досуг именно в игровых салонах.
Учитывая закономерности зарубежных эпидемиологических исследований, можно предположить, что в настоящее время этой патологией, например, в Санкт-Петербурге страдает от 15 до 40 тысяч человек.
Исследователи отмечают несколько форм игровой зависимости. Ц. П. Короленко выделил нехимические аддикции, к которой относится азартные игры (гэмблинг) . А. Г. Шмелев с соавторами пишет о наличии отличительных личностных особенностей у людей, увлекающихся компьютерными играми . И. Бурлаков описывает некоторые возможные психологические механизмы игровой деятельности . Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. в своем исследовании подразделяют азартные игры - в рулетку и карты, игровые автоматы, на скачках (ипподром).
Для людей в возрасте 20-30 лет наиболее свойственна зависимость от азартных игр. Это подтверждается исследованиями, которыми установлено, что наиболее подверженными влечениям к азартным играм по возрасту - 21-30 лет (44,3%), 31-40 (37,7%), 41-50 (14,9%), 51-65 (3.1%) лет .
Страсть к азартным играм имеет длительную и насыщенную историю. Чтобы представить эмоциональную напряженность обсуждаемого вопроса достаточно изучить произведения таких известных писателей, как Ф. Достоевский, А. Куприн, Дж. Лондон и А. Грин, т.е. людей, которые и сами были игроками. Многочисленные истории и широко известные факты о выигранных и проигранных состояниях в большинстве случаев также связаны со страстью к игре. Жизнь человека, подверженного зависимости от игры, становится отличной от привычно нормальной жизни и подчиняется полностью новой сверх ценности.
Зависимость от азартных игр (игромания, лудомания и гэмблинг-зависимость) широко распространена в мире и, в частности, в России. Сейчас в азартные игры вовлекаются слои населения, различные по возрастному составу (от подростков до лиц пожилого возраста), материальному обеспечению, кругу общения, этнической принадлежности и т.д. Этот факт объясняется широчайшим разнообразием видов и форм азартных игр, рассчитанных на разные категории населения с различным уровнем дохода и интересами. Кроме того, в азартную игру способен играть каждый, поскольку в большинстве азартных игр не требуется особых умений.
Данная проблема стала особенно актуальной в нынешнее время развитых коммуникаций. С появлением интернета казино стало доступным в каждом доме, где есть компьютер. Сегодня, чтобы играть в азартные игры можно не вставать с дивана. Такие интернент-казино привлекательны еще и тем, что в них отсутствуют ограничения по возрасту, и гарантируется полная анонимность игроков. Благодаря этому возможность играть в азартные игры имеют и дети, которым запрещен этот вид занятий в силу возраста, и пожилые люди, не посещающие игорные клубы по причине нездоровья. С другой стороны стало широко распространенным участие в некоторых телевизионных лотереях целых семей, когда создаются условия развития тяги к игре у младших членов семьи.
Необходимо также отметить возникновение в последнее время зависимости и от компьютерных игр. Распространение такой зависимости обуславливается проникновением компьютерных технологий во все сферы деятельности человека, а также развитием высокой реалистичности и сложности компьютерных игр.
Несмотря на давнюю историю и широкую распространенность проблемы азартных игр, многое в появлении и развитии такой аддикций у человека остается не изученным и недостаточно освещенным.
Исходя из этого, целью данной дипломной работы является изучение теоретических и практических аспектов возникновения и развития зависимости от азартных игр, определение психологического портрета патологических игроков, а также поиск возможных путей решения проблемы.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
• теоретическое изучение различных видов и факторов развития аддиктивного поведения человека
• изучение и выявление психологических особенностей патологически зависимых от азартных и компьютерных игр
• сравнение их с показателями контрольной группы
• выявление возможных вариантов решения проблемы лудомании
Объект исследования: люди, страдающие зависимостью от азартных игр.
Гипотеза: личностные черты зависимых от азартных игр существенно отличаются от здоровых испытуемых.
Предмет исследования – психологические особенности личности, зависимой от азартных игр.
Оригинальность исследования состоит в рассмотрении теоретических и практических аспектов игровой зависимости личности, при этом рассматривается зависимость именно от азартных игр, как наиболее свойственная молодым людям.
Научно-практическое новаторство состоит в содержании исследования, целью которого является установление личностных черт характера людей, зависимых от азартных игр.
В практической части работы были использованы следующие диагностические методики: Опросник А. Маслоу, Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека, Шкала Реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина, тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ психологической литературы, методы наблюдения, беседы, анкетного опроса, психологического тестирования а также методы математической статистики.