Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование экологической культуры
Введение
Актуальность темы исследования.
На протяжении последних столетий в основе взаимоотношения человека с окружающей средой господствовала "парадигма человеческой исключительности". Ее суть в предельно краткой форме можно озвучить словами Ф. Бэкона: «Наука нужна для того, чтобы покорять природу и ставить ее силы на службу человека» . Совершенно очевидно, что результаты такого отношения к природе привели к необратимым последствиям. Подтверждение тому - изменение климата, выпадение кислотных осадков, разрушение озонового слоя земли, исчезновение некоторых биологических видов и т.д. Нарушение природного равновесия, деградация окружающей среды угрожает не только здоровью, но и самому существованию человека на Земле.
Необходимость осмысления и преодоления сложившейся ситуации актуализировало проблемы экологического спектра в системе других проблем современного общества.
Несмотря на существующее мнение, что экологический кризис можно преодолеть совершенствованием научно-технической базы, все же большинство полагают, что необходимо изменить отношение индивида к окружающей его среде, привить экологическую культуру.
Формирование экологической культуры является необходимым условием дальнейшего существования современного общества, механизмом его самосохранения и адаптации к окружающей среде. Ведь преодоление экологического кризиса невозможно без коренной переориентации его культурологической основы - идеологических, нравственных и поведенческих практик.
В российских реалиях формирование экологической культуры приобретает особое звучание в силу ряда причин:
Во-первых, в условиях становления рыночной экономики, института частной собственности вся ответственность по природопользованию ложится на частные лица. Именно от уровня их экологической культуры зависит экологическая обстановка в стране.
Наконец, становление гражданского общества невозможно без реализации всеобщего права на здоровую окружающую среду, которое зависит не только от законодательно-нормативной базы, но и от реализации проэкологического поведения самих граждан.
Степень научной разработанности темы:
Оформившись как научная дисциплина относительно недавно (в 60е года 20 века), инвайроментальная социология в России не имеет развитой теоретико-методологической базы, не институционализирована и не образует достаточно сильного научного сообщества.
В связи с этим, несмотря на то, что проблематика экологической культуры, экологического сознания на сегодняшний день в российских научных кругах наиболее эмпирически развиты, все же исследования в этой сфере появились относительно недавно и без глубокой рефлексии опыта Запада. Более того, большинство работ выполнены в культурологическом и педагогическом аспектах.
Одними из первых исследований экологической культуры, ее сущности и структуры являются работы и публикации Когана Л.Н., Абдуллаева А.А., Касимова М.Н., Дубровиной В.А, Залыгина С., Сморгуновой В.Ю. Интересный подход изучения экологической культуры в системе образа жизни общества был предложен Соловьевой Н.В.
Из всех структурных элементов экологической культуры в наибольшей степени "разработано" экологическое сознание. По исследованию экологического сознания в современной инвайроментальной социологии наметились различные подходы, обобщив, их можно свести к трем. Первый направлен на изучение типов носителей экологического сознания в зависимости от их анти- или проэкологического поведения (Лауристин М., Баранов А.В); второй подход предполагает исследование экологической озабоченности в связи с такими биосоциальными признаками как пол, возраст, социальное положение.(Фирсова Б, Докторов Б., Сафронов В.), наконец, третий, и как нам представляется наиболее разработанный, направлен на изучение экологических движений, гражданских инициатив (Яницкий О.Н., Халий И.А.). Стоит отдельно отметить, что в последнее время все чаще социальные экологи стали обращаться к анализу одной из форм проявления экологического сознания – общественному мнению по вопросам экологии (Рукавишников В.О., Бердникова Л.М.).
Из предложенного списка отчетливо видно, что в современной научной литературе по вопросам экологической культуры фокус внимания в основном обращен к такому ее элементу как экологическое сознание и практически не уделяется внимание деятельностному аспекту: проэкологической активности граждан, экологизации их образа жизни.
Хотя вербальная экологическая озабоченность субъекта не является безусловной предпосылкой наличия у него проэкологического поведения: при развитом экологическом сознании, у индивида может наблюдаться низкая проэкологическая и даже антиэкологическая деятельность. Поэтому, по нашему мнению, экологическую культуру следует изучать через экологическую деятельность социального субъекта. Более того, исследование деятельностного аспекта экологической культуры позволит не только рассмотреть характер действий субъекта с точки зрения соответствия его экологическим требованиям, но и рассмотреть его состояние, вскрыть основные противоречия, что позволит обозначить основные направления совершенствования экологической культуры общества.
В связи с этим, целью данной работы является определение уровня экологической культуры студенческой молодежи г. Москвы через степень развитости у нее экологического сознания и экологической деятельности.
Для реализации намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Определить уровень экологической озабоченности студенческой молодежи Москвы;
2 Определить уровень экологического знания респондентов;
3 Выявить степень развитости у них постматериальных ценностей и установок;
4 Определить уровень проэкологической активности студенческой молодежи;
5 Выявить их степень экологизации образа жизни.
Теоретическим объектом исследования выступает студенческая молодежь г. Москвы
Предмет: уровень экологической культуры студенческой молодежи.