Содержание:
Содержание:
1. Сущность понятия «способности» 3
2. Проблема исследования творческих способностей в зарубежных и отечественных исследованиях 7
3. Цель, задачи и формы работы по развитию творческих
способностей 14
Список литературы 17
Список литературы
1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 2001
2. Арнаудов М. Психология литературного творчества.- М.: Прогресс, 2000г.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 2003.
4. Большая Советская Энциклопедия: Алф. имен. указ. к третьему изд. А-Я, 720 с. 27 см., М. Сов. энциклопедия 1981
5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
6. Вагнер Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. — В сб.: Проблемы народного искусства / Под ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макарова. — М., 2002.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
9. Гаузенштейн В. Опыт социологии изобразительного искусства / В. Гаузенштейн; пер. Е.В. Александровой. – М.: Новая Москва, 1924. – 80 с.
10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 2002.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 2002.
12. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал.- 2004.- № 4.
13. Крутецкий В.Н. Психология.- М.: Просвещение, 1986 г. – с. 203.
14. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
16. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 2008.
17. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.
18. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.
19. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение.- 2008.- № 4
20. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М., 1976.
21. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н.Дружинина и В.В.Шадрикова.- М.: Наука, 2001.
22. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 556 с.
23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., Феникс, 2007
24. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
25. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Ч М.: Педагогика, 1985. Ч (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
26. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.
28. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука, 2007.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Творческие способности
1. Сущность понятия «способности»
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений [25]; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому) [15].
Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей, прежде всего, с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциями.
Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические,