Выдержка из работы:
Введение
Проблема школьной адаптации приобретает в последнее время особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане. Процесс вхождения ребенка в новую для него школьную ситуацию все более тревожит психологов, педагогов, медиков и родителей. Хотя в настоящее время термин "адаптация" используется достаточно широко, содержание этого понятия разработано не в полной мере, недостаточно определены психологические условия протекания адаптации (и управления этим процессом).
Наше понимание проблемы основывается на признании адаптации как процесса вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Успешность этого вхождения определяется рядом факторов и психологических условий, среди которых есть и те, что препятствуют адаптации, и те, что этому способствуют. Результат этого процесса зависит от психологической готовности ребенка к вхождению в новую социальную ситуацию развития, от его активности и возможностей реализации социально заданной нормативной деятельности. Благополучное сочетание социальных внешних условий и активности ребенка приводит к положительному результату - адаптированное™, неблагополучный ход - к дезадаптации.
Глава 1. Теоретическое исследование проблем психологической адаптации ребенка к школьному обучению
1.1Проблемы школьной адаптации: основные факторы и закономерности
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
В исследованиях Аминниковой Н.С. говориться, что при поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций [1].
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
Заключение
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка средняя школа, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в начальной школе.
Психологическая готовность к обучению в школе подразделяется на: личностную; интеллектуальную; эмоционально-волевую;
Личностная готовность - это принятие позиции школьника, умение действовать совместно с другими. Интеллектуальная готовность - это умение ребенка ориентироваться в окружающем мире; развитие психических процессов, потребность узнавать новое, умение учиться у взрослого. Эмоционально-волевая готовность - это положительное отношение к содержанию новой деятельности, стремление преодолеть трудности, достигать результатов своей деятельности, вступать в контакт с новыми людьми.