Выдержка из работы:
Введение
Само по себе обращение к творчеству Х.Ибсена остается актуальным и в начале ХХI века, хотя именовать его пьесы сегодня «новой драмой», конечно, преувеличение. Но и историей драматургия Ибсена не стала, если она не уходит из репертуара современного театра, как не уходят пьесы его современника А.П.Чехова. Чехов считал Ибсена своим антиподом, но оказалось, что они оба в равной степени будут определять мировой театральный репертуар. Правда, Ибсену повезло больше. Он остается дискуссионным автором. Данная работа не ставит своей целью обращение к театроведческим проблемам, поэтому ограничимся констатацией: в театре Ибсена интерпретируют все дальше и дальше от реальных авторских решений. Хотя работа филологическая, побудительным мотивом к ней явился именно этот факт. И не только в театре. Драма «Кукольный дом» еще при Ибсене и вопреки его воле была узурпирована движением феминисток в качестве культурного оформления своих деклараций.
2. Анализ драмы «Кукольный дом» в гендерном дискурсе
2.1. Хронотоп и символические структуры пьесы
Условное публичное пространство, в котором Ибсен размещает драматическую игру, казалось бы, не меняется. И в 1-м, и во 2-ом, и в 3-м действиях все та же «уютная комната, обставленная со вкусом, но недорогой мебелью». Тем значимее детали. «В глубине, в средней стене, две двери: одна, справа, ведет в переднюю, другая, слева, в кабинет Хельмера» . За этими двумя дверями размещаются два пространства, в которых определяется все происходящее на сцене. К двери кабинета прислушиваются, чтобы понять, что там происходит. За этой дверью принимаются решения. На протяжении всей пьесы в эту дверь входят и через нее выходят только мужчины. Там мужской мир. Дверь в прихожую – это дверь во внешний мир, который представляется благожелательным для обитателей квартиры в начале первого действия и который несет нарастающие угрозы во втором, а в третьем и неожиданные повороты в судьбе персонажей. «В правой стене, несколько подальше вглубь, тоже дверь». За этой дверью детская. Все, что происходит за этой дверью, мало влияет на ход событий.
Заключение
Идеологии и истина жизни очень часто расходятся. Рецепция творчества Ибсена, его драмы «Кукольный дом» особенно часто определялась идеологически представлениями о канонах драматургии, о морали, гендерными стереотипами и борьбой с ними, поэтому со многими суждениями трудно согласиться и невозможно их опровергнуть, исходя из той парадигмы, которая лежит в их основаниях.
В работе представлена вся пестрота суждений и только единственный довод против них – филологический анализ, результаты которого позволяют утверждать:
1. Нельзя понять драму «Кукольный дом» вне тех художественных законов, по которым она создана, а эти законы определил сам автор.