Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. «Философия Фридриха Ницше – это уникальный и всей жизнью осуществленный эксперимент саморазрушения «твари» в человеке для самосозидания в нем «творца», названного «сверх-человеком» .
В творчестве и личной судьбе Фридриха Ницше (Nietzsche; 1844-1900) «наи-более отчетливо запечатлен драматизм «переходной эпохи» рубежа ХIХ-ХХ веков. С одной стороны, Ницше – идейный наследник философской класси-ки, профессионально и творчески осмысливший как истоки западной культу-ры (античность), так и другие важнейшие ее этапы (христианство, Возрож-дение, Новое время). С другой стороны, он – первый декадент, поэт-безумец, пророк, силой своего таланта всколыхнувший долго дремавшие иррацио-нальные пласты европейской культуры. Столкновение этих дух тенденций во многом и обусловило многоплановость и противоречивость как самого твор-чества Ницше, так и его последующего влияния» .
4. Дионисийское и аполлоническое как два начала в куль-туре, искусстве, музыке по Ф. Ницше
Ницше, как религия, довольно сложен для понимания, – его аксиомати-ка разработана очень слабо, а тексты основаны на эмоциях и безупречном "танцующем" стиле; в результате такого сочетания сформировать простые критерии "дионисичности" или "аполлоничности" оказывается достаточно сложно. Попытаемся изложить здесь возможные принципы этого деления.
Предыстория вопроса, по Ницше, такова: прекрасная культура греков-досократиков была столь здоровой, весёлой и жизнерадостной, что от избыт-ка этой жизнерадостности она породила дионисийское начало – тёмное, ша-маническое, исступлённое. (От того же корня родилась и трагедия – "когда греческое тело цвело, когда греческая душа через край била жизнью") . "А что, если греки, именно в богатстве своей юности, обладали волей к трагиче-скому и были пессимистами? Что, если именно безумие, употребляя слово Платона, принесло Элладе наибольшие благословения? И что, если, с другой стороны и наоборот, греки именно во времена их распада и слабости стано-вились всё оптимистичнее, поверхностнее, всё более заражались актёрством, а также всё пламеннее стремились к логике и логизированию мира, т. е. были в одно и то же время и «радостнее» и «научнее»?".