Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
МЕНЕДЖМЕНТ 1
1. Системный подход в управлении и его основные принципы. 5
2. Понятие и сущность менеджмента. 7
3. Проблемы формирования и развития российского менеджмента. 8
4. Управление по целям и управление по результатам. 9
5. Програмно-целевое управление. 11
6. Информационное обеспечение менеджмента. 13
7. Психологические аспекты управления. 15
8. Основные теории мотивации и управление стимулами. 16
9. Корпоративный менеджмент: основные черты и особенности. 18
10. Основные подходы к построению организационных структур управления и их виды. 19
11. Основные черты преуспевающего менеджера. Модель менеджера. 22
12. Делегирование полномочий и ответственность. 24
13. Особенности менеджмента американских и японских фирм. 25
14. Менеджмент персонала как тип менеджмента 27
15. Организация как система. Открытые и закрытые системы 28
16. Принципы, функции и методы менеджмента. 31
17. Лидерство в системе менеджмента. 34
18. Менеджмент как система. Основные элементы системы менеджмента на предприятиях сферы услуг. 35
19. Современная парадигма менеджмента и ее сущность 37
20. Этапы и школы в истории менеджмента 39
21. Эволюция менеджмента. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. 41
22. Классические принципы менеджмента. 45
23. Современные модели менеджмента 47
24. Факторы эффективности менеджмента 48
25. Состав и содержание функций менеджмента 50
26. Методы менеджмента 51
27. Концепции лидерства 52
28. Основные категории менеджмента 56
29. Организационные отношения, их характеристика 58
30. Организационная культура: понятие и содержание. 60
31. Понятие, роль, функции решений в процессе управления 61
32. Классификация и типология управленческих решений 63
33. Оценка эффективности управленческих решений 65
34. Технология разработки управленческих решений 67
35. Сущность и содержание инновационного менеджмента. Общая схема инновационного менеджмента 68
36. Цели, задачи и методы инновационного менеджмента. Система функций инновационного менеджмента 69
МАРКЕТИНГ 71
1. Характеристика концепций, принципов и функций маркетинга. 71
2. Процедура и этапы маркетинговых исследований. 73
3. Понятие и характеристика конъюнктуры рынка. 74
4. Критерии и методы сегментации рынка. 75
5. Моделирование поведения потребителей. 76
6. Факторы конкурентной среды и оценка конкурентоспособности предприятия. 78
7. Цели маркетинга и их классификация. 79
8. Виды маркетинговых стратегий. 81
9. Формирование товарной политики предприятия. 83
10. Жизненный цикл товара на рынке и характеристика его основных стадий. 84
11. Особенности разработки ценовой политики предприятия. 85
12. Содержание и общая характеристика сбытовой политики предприятия. 87
13. Планирование, организация и эффективность стратегии системы товародвижения. 89
14. Разработка рекламной программы предприятия. 90
15. Характеристика и структура маркетинговой программы предприятия. 91
16. Методы сбора и обработки маркетинговой информации. 93
17. Организационные структуры управления службы маркетинга предприятия. 95
18. Контроль маркетинговой деятельности предприятия. 96
19. Эволюция маркетинга 98
ЭКОНОМИКА ФИРМЫ 101
1. Предприятие. Функции и цели предприятий. Классификация предприятий 101
2. Классификация предприятий РФ по организационно-правовым формам. 103
3. Показатели эффективности использования основных средств 109
4. Основные фонды предприятия. Понятие, состав и структура 111
5. Производственная мощность предприятия и оценка ее использования 112
6. Оборотные средства предприятий, их состав и структура. 116
7. Пути улучшения использования оборотных средств на предприятии. 117
8. Кадры предприятия, их состав и структура. Роль кадровой политики в управлении предприятием 118
9. Формы и системы оплаты труда. Тарифная система. 120
10. Показатели и измерители производительности труда. 122
11. Современные формы экономического стимулирования работников 123
12. Понятие себестоимости продукции предприятия. Структура себестоимости. 125
13. Резервы и факторы снижения себестоимости продукции предприятия. 126
14. Виды себестоимости продукции. 129
15. Классификация затрат предприятия. Прибыль предприятия. Значение и функции прибыли 131
16. Понятие рентабельности. Виды рентабельности. 135
17. Уровни деятельности предприятия, их определение. 137
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 139
1. Сущность стратегического менеджмента и особенности стратегических решений. 139
2. Подходы к формированию миссии. Миссии в широком и узком смысле. 140
3. Классификация целей. Общие, ключевые, специфические цели. 142
4. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная. 144
5. Модель процесса стратегического менеджмента и краткая характеристика его этапов. 145
6. Основные составляющие и типы внешней среды. Цели ее анализа. 147
7. Стратегический анализ деятельности внешней среды. 148
8. Модель анализа конкуренции по М. Портеру. 152
9. Стратегический анализ внутренней среды предприятия, способы ее оценки. 153
10. SWOT – анализ и др. 154
11. Цели, принципы и методы управленческого анализа. 156
12. Матрица Бостонской консультационной группы. 158
13. Конкурентные преимущества. Определение конкурентных преимуществ предприятия. 159
14. Дифференциация продукции. 160
15. Стратегии фокусирования, первопроходца и синергизма. 162
16. Цели и мотивы диверсификации. Интеграция и диверсификация. 163
17. Модель жизненного цикла отрасли. Стратегия инновационных предприятий. 165
18. Определение стратегических альтернатив. Возможные критерии выбора альтернативных решений. 166
19. Условия реализации стратегии: культура и персонал предприятия. 168
20. Портфельный анализ деятельности предприятия. 170
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 172
1. Финансовый менеджмент как функция внутрифирменного управления. 172
2. Объект и субъект, функции и принципы финансового менеджмента 174
3. Система информационного обеспечения финансового менеджмента 176
4. Система финансового планирования 178
5. Оценка ликвидности и финансовой устойчивости. 179
6. Управление активами. Классификация активов. 180
7. Управление дебиторской задолженностью. 182
8. Управление капиталом. Классификация капитала 183
9. Выбор рациональной структуры капитала. 185
10. Финансовый леверидж. 187
11. Показатели эффективности управления капиталом. Средневзвешенная стоимость капитала. 188
12. Финансовый аспект организации и ведения малого бизнеса. 190
13. Управление денежными потоками. 192
14. Финансовый анализ в системе финансового менеджмента. 193
15. Бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения финансового менеджмента 195
16. Организационное обеспечение финансового менеджмента 197
17. Инвестиции как экономическая категория, их сущность и значение инвестиций в развитии экономики 199
18. Система показателей оценки эффективности инвестиционных проектов, их значение, условие применения. 201
Выдержка из работы:
МЕНЕДЖМЕНТ
1. Системный подход в управлении и его основные принципы
Системный подход в теории управления - это:
• концентрация внимания на целостности структуры организации;
• взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели;
• ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы в условиях быстро меняющейся внешней среды.
Системный подход является методологией анализа и синтеза объектов природы, науки и техники, организационных и производственных комплексов как систем.
Категория системы есть научный инструмент исследования объектов, процессов и управления ими. В основе системного подхода лежит понятие системы.
Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих.
Системный подход предполагает три аспекта формирования, функционирования и изучения системы: функциональный, элементарный и организационный.
Функциональный аспект состоит в определении состава функций - задач, которые должна выполнять система и соответствующие обособленные подсистемы последней. В основе реализации функционального аспекта лежит построение дерева целей системы, вершиной которого является главная цель, а ветвями - локальные (обеспечивающие) цели, реализация которых обеспечивает достижение главной цели.
ЭКОНОМИКА ФИРМЫ
1. Предприятие. Функции и цели предприятий. Классификация предприятий
Предприятие - отдельная самостоятельно действующая хозяйственная единица, производящая товары или оказывающая услуги.
Предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, объединяющий сотрудников для достижения общих целей, несущий социальную ответственность в экономической системе общества и действующий рационально. Рациональность определяется системой целей предприятия. Чтобы объединить определённое количество людей, машин и финансовых средств в единое предприятие, необходимо сориентировать сотрудников предприятия на единые цели. Это задача управления предприятием.
Виды предприятий
Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации :
используемые ресурсы, отраслевая принадлежность, местоположение, размер предприятия, форма собственности, организационно-правовая форма,
В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на :
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Сущность стратегического менеджмента и особенности стратегических решений.
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
Основными этапами стратегического управления являются:
2. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
Главные компоненты процесса стратегического менеджмента включают определение назначения, главных целей организации, анализ внешней и внутренней сред организации, выбор стратегии на уровне корпорации в соответствии с ее сильными и слабыми сторонами и внешними опасностями и благоприятными возможностями, приспособление организационных систем управления к выбранной организацией стратегии.
К субъектам стратегического менеджмента относят как внутренних (менеджеров, руководителей, совет директоров, акционеров, наемных работников), так и внешних субъектов (потребителей, поставщиков, правительство, профсоюзы, конкуренты, общество). В качестве основного субъекта выделяется менеджер компании, роль которого становится ключевой при принятии решения