Выдержка из работы:
Введение
Проблема реабилитации детей, страдающих ринолалией, до настоящего времени не теряет своей актуальности. По имеющимся данным (3.А. Репина, Т.В. Васильева, А.Д. Ведерникова и др.) до 70% из этих детей имеет низкую успеваемость как результат недостаточной готовности к школьному обучению, в частности, к овладению навыками письма и чтения.
Причина сложившейся ситуации во многом связана с тем, что длительное время изучение особенностей нарушения речи у детей с данной аномалией развития велось со стороны первичного дефекта: гиперназальности и нарушений звукопроизношения (Т.В. Волосовец, Т.Н.Воронцова, И.И. Ермакова, А.Г.Ипполитова; В.В. Куколь, З.Г. Нелюбова, Е.Ф. Рау, Ф.А.Рау, З.А.Репина, С.Л.Таптапова, Г.В.Чиркина и др.). В соответствии с этим и коррекционное обучение, главным образом, было ориентировано на устранение первичных дефектов (назального тембра голоса и дефектов звукопроизношения), что очень важно для детей с ринолалией, но, по мнению самих же авторов, не компенсирует всех существующих отклонений развития, обусловленных следствием расщелины губы и неба.
Исследования речевого развития детей, страдающих ринолалией, с позиции системного анализа речевой деятельности появились в работах Р.Е. Левиной, 3.А. Репиной, Г.В. Чиркиной, в 60-70-х годах. .............
Глава I. Формирование готовности к владению письмом и чтением у детей с ринолалией как логопедическая проблема
1.1 История изучения ринолалии, общая характеристика структуры речевого дефекта при ринолалии, ее формы и виды
1.1.1 История изучения ринолалии
Ринолалия стала предметом изучения сравнительно давно, причем первые исследования в этой области носили преимущественной медицинский характер, а позже стали дополняться логопедическими и психолого-педагогическими работами.
Характеризуя основные исторические этапы изучения ринолалии, А.Г. Ипполитова пишет, что первые работы в этой области проведены врачами. Их активность была направлена на оперативное восстановление небного свода. В то же время исследователи пришли к выводу, что хирургическое решение не способно совершенно устранить назального звучания речи. Это обусловило поиски дополнительных подходов к решению проблемы ринолалии. В процессе медицинского и педагогического анализа сущности данного нарушения, опыта его преодоления, были выработаны два педагогических направления. Первое направление представлено немецкой школой (Г. Гуцман, Г. Арнольд и др) и основано на принципе первоначальной иррадиации возбуждения, которая вызвана сильными раздражителями, и благодаря которой в деятельность здоровых речедвигательных органов включаются дефектные органы. Второе направление представлено французской школой (С. Борель-Мезони, В. Ведю и др.) и основано на использовании физиологически естественных дифференцировках речевых, преимущественно дыхательных, движений.
В отечественной практике принципы немецкой школы были модифицированы М.Е. Хватцевым . На основании опыта зарубежных и отечественных специалистов им была предложена методика, включившая комплекс упражнений, направленных на развитие речевого аппарата. Данная методика признана эффективной, однако ее использование осложнено высокими требованиями к профессионализму логопеда.
..........