Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования коррекции эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом обусловлена несколькими причинами. С одной стороны сегодня в результате многочисленных исследования подтверждено, что нарушение развития двигательной сферы в детском возрасте влечет за собой и нарушение в сфере развития психики: в той или иной степени страдает речь и мышление, память и внимание, т.е. когнитивные функции. Кроме того, в условиях ограничения двигательной активности, моторных возможностей ребенка наблюдаются и разнообразные искажения в эмоционально-личностной сфере ребенка. Это становится особенно явно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, оценивать отношение окружающих. Среди типичных нарушений эмоционально-личностной сферы исследователи выделяют тревожность, страхи, трудности управления эмоциональными состояниями и т.д. При этом нарушения в эмоциональной сфере не могут не сказываться на развитии личности ребенка в целом. При отсутствии своевременной помощи тяжелые и устойчивые эмоциональные состояния могут приводить к нарушению социально-психологической адаптации, формированию качеств личности, затрудняющих ее жизнедеятельность в дальнейшем.
В такой ситуации встает вопрос об использовании эффективных и соответствующих возрасту психокоррекционных средств. В частности, вызывают интерес возможности канист-терапии, психологического метода, основанного на работе с собаками. Общение с животными привлекательно для детей дошкольного возраста, им нравится гладить собак, играть с ними, выгуливать их. ............
Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом
1.1 Общая характеристика детского церебрального паралича
Нарушение физического развития у ребенка влечет за собой и нарушение развития психики, дезадаптацию. Это обуславливает постоянный интерес психологов к проблемам нарушения здоровья в детском возрасте. В данной работе особое внимание уделено детскому церебральному параличу.
Как отмечает Б.М. Бим-Бад4, с.66, детский церебральный паралич это собирательное понятие, означающее непрогресирующие последствия повреждения мозга, возникшие в дородовом периоде, во время родов или в раннем постнатальном периоде, обусловившие нарушения развития или повреждение структур мозга, проявляющиеся в клинике главным образом расстройством движений. Патоморфологические изменения в мозге при этом разнообразны, возможны дефекты развития, дистрофии, глиоз, кисты, порэнцефалия и пр. В клинической картине могут быть различные по характеру нарушения движений (спастические парезы или параличи, экстрапирамидные расстройства), их сочетание с нарушениями чувствительности, судорогами, признаками олигофрении.
Б.Мещеряков6, с.73пишет, что детский церебральный паралич это полиэтиологическое заболевание, чаще всего начинающееся внутриутробно и продолжающее развиваться в первые годы жизни.
Т.Б. Фадеева48, с.26указывает, что детские церебральные параличи представляют собой группу синдромов нарушения двигательной функции, которые являются следствием повреждения мозга во внутриутробном периоде, во время родов или в раннем периоде жизни ребенка.
Р. Корсини21, с.100также указывает, что детский церебральный паралич это собирательный термин для обозначения двигательных расстройств (сочетающихся с ослаблением мозговых функций), которые развиваются в результате статического, не поддающегося лечению, но и не прогрессирующего - поражения головного мозга, возникшего внутриутробно, во время родов или на первом году жизни. Этиология, клинические проявления и прогноз ДЦП характеризуются большой вариабельностью. Проявления ДЦП могут включать задержку умственного развития, неспособность к разным видам научения, судорожные припадки, сенсорную и речевую недостаточность, а также ослабленную способность поперечно-полосатых мышц. Распространенность случаев ДЦП составляет от 1,3 до 5 на 1000 родившихся живыми детей.
.........