Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Молодежь является движущим механизмом развития современного общества. Инновационный потенциал новых поколений сегодня включается в развитых странах в число наиболее значимых ресурсов социального и культурного развития. Можно определенно сказать, что с эффективной реализацией в обществе инновационного потенциала молодежи в современных общественных условиях связывается главное в концепциях государственной молодежной политики. Более того, российская и мировая практика последних десятилетий явно показывает, что вне активизации инновационного потенциала молодежи в рамках приемлемых социальных действий само выделение молодежной политики в качестве определенного направления государственной деятельности не имело бы достаточных оснований.
В современном российском обществе динамично корректируются цели и задачи государственной молодежной политики с тем, чтобы наилучшим образом содействовать успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитию ее потенциала в интересах России и, следовательно, социально-экономическому и культурному развитию страны, обеспечению ее конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности. Этот процесс далек от завершения, требует научного сопровождения в режиме мониторинга, в том числе и с участием молодых исследователей, оценки которых в данном случае выступают как факт гуманитарной экспертизы принимаемых управленческих решений и осуществляемых социальных проектов.
Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России», который был поддержан грантом Президента РФ. В этом проекте участвовали российские менеджеры в области государственного управления и молодежной политики В. А. Гневашева, Э. К. Погорский.
На современном этапе особое внимание в разработке концептуальных идей молодежной политики стало уделяться возможностям реализации процессного подхода. Нельзя сказать, что эта позиция раньше не отмечалась. Исторически, при разработке проекта Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (эта разработка велась на базе НИЦ ВКШ под общим научным руководством И. М. Ильинского) проблема реализации молодежной политики, посредством реализации попроцессного управления была одной из особо значимых, что отразилось в концепции государственной молодежной политики и построенном на ее основе законопроекте . Но в новых условиях — это очевидный приоритет молодежной политики должен быть осмыслен в контексте новых условий.
..............
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЫ
1.1. Процессный подход в молодежной политике
Предпринимаемое исследование осуществляется в теоретико-методологических рамках научной школы менеджмента, сложившейся в сфере молодежной политики. Определимся с начальным пониманием основных концепций, определяющих значимость молодежной политики.
Концепция государственной молодежной политики, разработанная под руководством И. М. Ильинским и положенная в основу названного Закона, отражала стратегический замысел, состоявший в том, чтобы восстановить взаимодействие поколений, в котором развились обширные кризисы, обозначился «разрыв поколений». Собственно, сознательная, целенаправленная молодежная политика и есть способ регулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и, стало быть, развития общества . И не только для перестроечного Советского Союза, не только для постперестроечной постсоветской России. Эта формула отражает смысл молодежной политики во все времена, во всех обществах. При общей сущности виды этой политики имеют разные цели и разное содержание, которые определяются идеологией этих обществ.
Концепция Ильинского включает восемь базовых положений:
Молодежь — это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части («молодежь — часть общества; молодежь — часть общества»). Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что (а) молодость тесно связана с идеей зависимости; (б) большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»; (в) большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни; (г) перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии; (д) молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения; (е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.
..........