Выдержка из работы:
Введение
Актуальность темы исследования. Словарной работе в системе задач по развитию речи детей младшего школьного возраста отводится одно из ведущих мест. Посредством слов реализуется коммуникативный акт общения. В младшем школьном возрасте общения характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые, как правило реализуются различными средствами. Одно из важнейших мест отводится эмоционально-оценочной лексике, которая выражает эмоции и чувства, внутренние переживания ребенка, его нравственные качества.
Таким образом, формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания обучающихся. В младшем школьном возрасте закладываются отношения ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида.
В научных трудах различных ученых, психологов, педагогов отмечается что именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное интенсивно развитие эмоций и чувств (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др.), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом (Т.А. Алексейкова, Е.А. Панько, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова).
Имеющиеся в научной литературе исследования словаря детей показывают, что младшие школьники практически не пользуются эмоционально-экспрессивными средствами языка для придания речи яркости, выразительности, стилистической целесообразности. .............
Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-экспрессивной лексики учащихся 3 классов на уроке музыки в общеобразовательной школе
1.1. Психолого-педагогические основы развития эмоционально-экспрессивной лексики
Эмоции и их проявления всегда привле¬кали пристальное внимание исследовате¬лей, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутрен¬нюю жизнь и поступки человека1.
Проблемой изучения эмоциональных состояний человека занимались П.K. Ано¬хин, Л.И. Божович, Д. Бретт, В.К. Вилюнас, Н.В. Витт, В. Вундт, Б.И. Додонов, А.В. За¬порожец, К. Изард, Е.П. Ильин, А.Н. Ле¬онтьев, Н.В. Симонов, и дру¬гие ученые. В отечественной психологии проблема эмоций разрабатывалась с пози¬ции деятельностного подхода (А.Н. Леонть¬ев, В.К. Вилюнас, O.K. Тихомиров), в конте¬ксте общей теории функциональных систем (И.К.Анохин, К.В. Судаков), в рамках ин¬формационного подхода (Н.В. Симонов).
По мнению Б.М. Теплова, «Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона».
Младший школьный возраст начинает¬ся кризисом семи лет, и поэтому, по мне¬нию многих ученых (Л.И. Божович, В.В. Ковалева, А.Н. Лука, В.С. Мухиной, Н.М. Якобсона), он считается наиболее "эмоционально насыщенным". Л.С. Выго¬тский связывает этот кризис с утратой детской непосредственности, возникнове¬нием осмысленной ориентировки в собственных переживаниях.
.........