Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, влекут за собой трансформацию системы ценностей. Современные исследователи - Н.С. Розов, Б. Шледер, Н.А. Кирилова, А.В. Серый, М.С. Яницкий и другие обращаются к проблеме ценностных ориентации личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Ценностные ориентации занимают центральное место в деятельности педагога.
Своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер и детерминирована личностными ценностями, которые обеспечивают ее содержание и направленность, придают смысл профессиональным действиям.
Педагог является агентом социализации, он не только обучает набору инструментальных навыков, но и транслирует корпус жизненных и культурных ценностей, необходимых для формирования социальной позиции индивида как самостоятельного субъекта социального действия. Анализ ценностей педагогов, играющих ключевую роль в образовании и воспитании, дает представление о том, какие ценности транслируются новому поколению по данному каналу социализации.
.............
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ
1.1. Понятия ценностей, ценностных и смысложизненных ориентаций в психологии
Проблема ценностных и смысложизненных ориентаций активно изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К.А. Абульхановой, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Д.Н. Завалишиной, Е.А. Климова, Е.В. Корниловой, Д.А. Леонтьева, Г. Оллпорта, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, A.B. Серого, В. Франкла, Л.Ф. Шестопалова, М.С. Яницкого и др.
Несмотря на активизацию в последнее время интереса к исследованию ценностно-смысловой сферы личности человека, в психологической науке до сих пор существует терминологическая неопределенность соответствующего понятийного аппарата; не выработана единая точка зрения на содержание и структуру ценностных ориентаций и особенностей смыслового понимания; недостаточно изучены механизмы и факторы формирования, развития и функционирования ценностно-смысловой сферы.
Ценностно-смысловая сфера, по мнению ряда авторов, представляет собой базовое ядро личности и включает в себя два компонента – личностные ценности и систему личностных смыслов, отражающую личностные особенности смыслового понимания [38]. Оба компонента имеют прямое отношение к изучению человеческого поведения и побуждений и неразрывно связаны друг с другом.
В современной психологии отсутствует единый подход к определению природы и сущности ценностных ориентаций.
В современной психологической литературе существует несколько подходов к пониманию проблемы ценностей и ценностных ориентации личности. «Ценности производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека», - писал С.Л. Рубинштейн [36, с. 574].
..........