Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи является одной из приоритетных задач в процессе обучения младших школьников. Согласно стандартам нового поколения результатом обучения должно стать свободное владение учащимися речью, как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности. Известно, что речь как особый вид деятельности человека тесно связан со многими механизмами восприятия, переработки, а также воспроизведения полученной информации.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод что, проблема эффективной речи сегодня особенно актуальна. Умение аргументировано излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения является важнейшим условием успешного освоения учащимися школьных дисциплин, а также в общественной жизни, и в быту. Таким образом, в начальной школе согласно ФГОС развитие речи является первостепенной задачей современного образовательного процесса. При этом степень овладения ребенком речью определяется не только умением строить связную и грамотную диалогическую и монологическую речь, но и его способностью к речевому творчеству. Такая постановка проблемы, в свою очередь, требует комплексного подхода, затрагивающего различные уровни данного аспекта.
Согласно стандартам нового поколения результатом обучения должно стать свободное владение учащимися речью, практическое овладение монологическими высказываниями на определенную тему с использованием различных типов речи (описание, повествование, рассуждение) [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]/ Сост. Е.С. Савинов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.]. Умение аргументировано излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения является важнейшим условием успешного освоения учащимися школьных дисциплин, а также в общественной жизни, и в быту. Степень овладения обучающимися речью определяется не только умением строить связную, грамотную диалогическую и монологическую речь, но и способностью к речевому творчеству.
.................
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТЕКСТУ-РАССУЖДЕНИЮ
1.1. Лингвистические основы обучения младших школьников тексту-рассуждению
В настоящее время с точки зрения лингвистической науки принято выделять различные функционально-смысловые типы текстов, представляющие обусловленные типизированные разновидности текстов, к числу которых относятся описание, повествование и рассуждение [Валгина, 2004; Матвеева, 1990; Андреев, 1990; Трошева, 2003].
В зависимости от того, какой вопрос требует ответа в сообщении, автору необходимо использовать тот или иной функционально-смысловой тип речи. Так, если ему необходимо в процессе изложения собственных мыслей исследовать предмет или явление, рассмотреть причинно-следственные связи событий и ответить на вопросы, почему эти явления и предметы такие, он вынужден использовать функционально-смысловой тип рассуждение.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
1) Почему?
2) В чем причина данного явления?
3) Что из этого следует?
4) Каковы следствия данного явления?
5) Что оно значит?
С точки зрения структуры любое рассуждение – это цепь умозаключений, изложенных последовательно. Рассуждение отличается особым строением и четкой формой. В нем используется не сюжетный, а логический способ построения [Валгина, 2004].
В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка содержится следующее определение данному типу текста:
Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, соответствующий форме абстрактного мышления - умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.
.....................