Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
1. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
2. Многие ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами. Однако, несмотря на актуальность и бесспорную значимость этой проблемы ее специальным исследованием авторы не занимались.
3. Известно, что осознанное овладение знаниями о словообразовательном составе слова в норме становится доступным в школьном возрасте, когда направленно обучают грамматике родного языка. Однако огромную роль, по мнению большинства исследователей, играют механизмы, складывающиеся в период дошкольного детства.
4. Речь идет об овладении ребенком механизмом создания новых слов. Именно в этом возрасте ребенок учится вычленять морфемы в слове, соотносить их с изменениями в предметах и явлениях действительности, использовать морфемы в процессе создания новых лексических единиц (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Д.Н. Богоявленский и др.).
................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР-ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИАЛОГА
1.1. Психолого - педагогические исследования процесса формирование активной речи у детей раннего возраста
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия [4, с. 14].
Развитие речи связано с общением со взрослым, с удовлетворением потребностей (в еде, чистом белье). Этапы: 1) Гуляние - это протяжное произношение гласных букв, гулять ребенок может только тогда, когда хорошо себя чувствует. Гуляние в 3-5 месяцев. 2) Лепет - это произношение слогов в сидячем положении. Лепет это неосознанное произношение слогов. Он развит в 5-7 месяцев. 3) Собственно-активная речь-произношение осмысленных слов, но в собственном варианте - автономная речь. Период автономной речи может длиться до 15-18 месяцев. К I году ребенок должен произносить 8-10 слов [4, с. 15].
Чуть ли не с момента рождения ребенок ориентируется на слова - у них развивается пассивный словарь: 1) постоянная речь взрослых; 2) соотносить слово с реальным предметом (повторять многократно); 3) ребенок усваивает глаголы, наблюдая конкретные действия взрослого [4, с. 15].
На 1-ом году у детей нет мышления поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком (положить мужские и женские часы, а ребенок показывает только одни, ребенку показываем куклу, он ее покажет, а если ее перевернуть, он уже не сможет ее показать). К 1 -му году ребенок понимает около 30-40 слов [4, с. 15].
.............