Выдержка из работы:
Введение
Актуальность темы исследования. Школьное образование всегда являлось единством процессов обучения и воспитания. И, безусловно, система школьной воспитательной работы направлена на формирование и развитие определенных личностных качеств учащихся, одним из которых является толерантность.
Существует не одна трактовка данного понятия от снисхождения и великодушия, до терпения и выносливости. О какой же толерантности будет идти речь?
Россия всегда была многонациональным государством и, соответственно, этот фактор находит отражение в системе образования нашей страны, которое должно не только способствовать сохранению культурных и языковых особенностей, обеспечивающих этническую идентичность, но и добиваться устойчивости общества в целом, путем расширения межкультурного взаимодействия. Поэтому в данной работе речь будет идти об этнической толерантности, под которой подразумевается – уважение и признание многообразия человеческой культуры, терпимость к иным мнениям и идеям и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые в некотором отношении отличаются от превалирующего типа.
Значительная часть проблем современного общества не только в России, но и в мире некоторых других странах мира базируется на остроте межнациональных и межконфессиональных отношений. И здесь становится очевидной недооценка фактора образования, стоящая у истоков возникновения этих проблем. Ведь именно образование повышает общекультурный уровень человека, влияющий на осознание им себя, как части этноса, общества, человечества.
...........
Глава 1. Толерантность, как качество личности
§1. Понятие толерантности. Ее виды
В истории русской философии XIII - начала XX вв. идея толерант¬ности была осмыслена сквозь призму христианской религии и отождест¬влялась с христианскими заповедями «Возлюби ближнего своего», «Не противься злу», «Неси свой крест». Наверное, именно здесь можно найти объяснение отсутствию слова толерантность во многих толковых словарях советского времени и употреблению этого слова с пометой устаревшее в некоторых словарях того периода. В советском тоталитарном государстве толерантность как терпимость к иному считалась недопустимым качеством. Поскольку словари должны были способствовать проведению языковой государст¬венной политики, постольку слова, представляющие идеологическую опасность, либо не включались в лексикон носителей языка, либо отно¬сились к пассивному словарю и характеризовались как устаревшие.
Однако начиная с XVIII века на Западе происходят не только коли¬чественные (расширение области применения), но и существенные каче¬ственные изменения в семантике понятия толерантности, обусловлен¬ные изменениями в общественном сознании: в сферу понятия вовлека¬ются субъект и его деятельность, и из пассивной толерантность превра¬щается в активную, предполагающую не только смирение, но и позна¬ние, оценку, принятие решений, понимание чужого мнения, т.е. актив¬ное отношение к миру; а само понятие становится употребительным не только в религиозно-философском, но и в политическом дискурсе, а позже во всей социальной жизни общества.
.........