Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Возрождение воспитательной проблематики является характерным признаком современного образования. В конце ХХ века общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, ощущение, поведение [18, 55]. Сознание молодого поколения, естественно, склонно к восприятию противоречий и сомнений. Снижается роль моральных норм и критериев, идет ломка этических ценностей, сложившихся обесценивание человеческой жизни, рост преступности, сексуального насилия, резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания. Новые исторические условия выдвигают новые проблемы, важность и острота которых стают очевидными и актуальными в воспитательной работе.
Среди основных поблем можно отметить следующие:
1. Снижение общего уровня осведомленности и воспитанности молодежи;
2. Радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей;
3. Низкая идейность нового поколения, отсутствие идеалов и стремлений;
4. Негативное отношение к общественно полезной деятельности;
5. Аморальное и асоциальное поведение.
Тяжелые социальные условия толкают подростков на преступления. Криминализация молодежной среды, наркомания, алкоголизм дестабилизировали общественную жизнь. Образовательные учреждения остаются единственным действенным институтом воспитания молодого поколения [18, 56].
Данные тенденции присущи и педагогической системе, в которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительности указанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в процессе стихийно протекающих процессах социализации [5, 18].
..............
ГЛАВА 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАВЕДЕНИЯ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Теоретические основы создания моделей воспитательных систем
Как считает Е. Степанов, воспитательная система образовательного учреждения, как феномен реальной действительности и педагогическое понятие, занимает центральное место в теории и практике воспитательных систем. В научной литературе существует небольшое количество дефиниций, с помощью которых исследователи пытаются определить сущность данного феномена. Как правило, в определении не удается дать полную сущностную характеристику этого сложного явления, поэтому в разных толкованиях понятия выделяются одна или несколько наиболее существенных, с точки зрения исследователя, сторон воспитательной системы [20, 62].
Например, Л.И. Новикова и ее последователи предлагают следующие дефиниции:
1. «Воспитательная система является целостным социальным организмом, возникающим в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и имеет такие интегративные характеристики, как образ жизни коллектива, его психологический климат» [20, 63].
2. «Воспитательная система – это комплекс взаимосвязанных компонентов, развивающихся во времени и пространстве: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, которые ее реализуют: самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивает жизнеспособность и развитие системы».
В данных компонентах акцентируется внимание на целостности и социальной природе данного явления, его способности к развитию. Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников считают, что «воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения (организации)», и тем самым подчеркивают значимость организационно-процессуальной стороны воспитательной деятельности [15, 76]. Главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка, поэтому и выделяют в дефиниции данное предназначение наряду с другими сущностными характеристиками воспитательной системы. На наш взгляд, воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, которые способствуют развитию личности ребенка.
.......