Выдержка из работы:
Введение
К настоящему времени проблема социально-психологических особенностей детско-родительских отношений как фактора психического благополучия ребенка и эффективности его личностного становления в условиях семьи обрела особую актуальность, как одна из важнейших составляющих государственной политики в отношении семьи и детства.
Проблема семейного воспитания имеет длительную историю изучения, как в нашей стране, так и за рубежом.
При этом были рассмотрены различные области детско-родительских отношений: особенности воспитания детей и отношение к ним родителей, характерные особенности личности ребенка, сформированной в результате семейных воздействий, личностные особенности родителей, характеристики супружеских взаимоотношений и т.д.
Актуальность темы работы обусловлена высокой важностью младшего школьного возраста как этапа, на котором происходит формирование эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности, определяющих её дальнейшее развитие. Знание особенностей развития этих сфер позволит взрослым, педагогам, психологам, во-первых, эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, отследить развитие личности младшего школьника.
............
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологических особенностей общения родителей с детьми младшего школьного возраста
1.1. Детско-родительские отношения в зарубежной и отечественной психологии и педагогике
Современные представления о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, декларируют опосредованность психического развития ребенка общением и взаимодействием с взрослыми, в первую очередь, с родителями. Семья являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, А. Бандура, Л. Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин, Л. Божович, М. Лисина). [1, 3, 8, 10, 16, 26, 28, 41, 45]
Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. ..........