Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современные требования к дошкольному образованию приводят к динамическим и производительным изменениям в его содержании, обеспечивающих направленность образовательного процесса на личностное развитие, а следовательно, воспитание всесторонне развитой, творческой личности, способной к самореализации, активному познанию, конструктивному и творческому использованию приобретенных знаний и опыта в повседневной жизни. Данные различных наук свидетельствуют, что наиболее полно познавать окружающий мир и эффективно взаимодействовать с ним, создавать собственную картину мира, найти свое место в нем позволяют пространственные и временные ощущения в их единстве. Проблема ознакомления детей со временем и пространством является сложной и разноаспектной, что приводит к ее актуализации на современном этапе развития дошкольного образования.
Развитие пространственно-временной ориентировки у ребенка происходит в неразрывной связи с развитием его речи и мышления, с помощью которых он абстрагирует и обобщает пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. Существенные изменения в восприятии пространства у ребенка наблюдаются в связи с появлением в его словаре специальных слов, обозначающих форму, величину и пространственное расположение предметов и вещей. Благодаря овладению речью восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень, происходит образование пространственных представлений.
............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
"Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи",- так определяет общее недоразвитие речи Р.Е. Левина.
Общее недоразвитие речи обнаруживается при таких видах детских нарушений речи: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (редко). Невзирая на разную структуру расстройств, у детей с общим недоразвитием речи есть обычные симптомы, выражающие комплексные расстройства речи:
• позднее развитие речи: первые речевые высказывания возникают к 3-4, а реже - к 5 годам;
• речь имеет аграмматический характер и слабо произносительно оформлена;
• экспрессивная речь отличается от импрессивной в сроках формирования, т. е. ребенок, осознавая обращенную к нему речевую деятельность, не способен сам верно рассказать собственные мысли;
• речь детей с ОНР малопонятна [20].
Проблема речевого недоразвития у детей основательно разрабатывалась и освещалась в отечественной и зарубежной литературе многими учеными начиная еще с 50-60-х годов ХХ века (Р. Е. Левина В. К. Орфинская, В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Л. Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Л. Трофименко и др.).
.......