Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Моделирование жизненных ситуаций как исследовательский прием и средство психологической помощи.
Введение
Человек склонен к моделированию по самой своей природе. С момента рождения мы начинаем копировать окружающих, овладевая различными навыками и способностями. Ребенок усваивает правила грамматики и синтаксиса, просто прислушиваясь к речи родителей и других детей. На игровой площадке и дома мы наблюдаем за поведением других и копируем его. Когда взрослый человек хочет овладеть каким-то навыком, например, научиться играть на музыкальном инструменте, он внимательно наблюдает за другими и копирует их действия. Моделирование в психологии более целенаправленно и структурировано, чем моделирование естественное. Хотя при этом цели остаются теми же – отработка навыков в ситуации близкой к жизненной для облегчения их реализации в будущем.
Если человек проигрывает определенную ситуацию, то это, помогает ему лучше разобраться в себе, взглянув на себя со стороны, все мы в этой жизни играем какую-то определенную социальную роль, используем определенную модель поведения. В любой дружеской компании можно найти Лидера, Шута, и множество других ролей. Выбор конкретной роли, модели поведения определяется тем воспитанием, которое мы получили, условиями нашей жизни, окружающим нас обществом, наконец, нашими личными предпочтениями. Нет, наверное, какой – то «идеальной модели поведения», используя которую, человек мог бы добиваться всего и всегда, но любому человеку было бы интересно лучше узнать себя, разобраться в себе, понять свои сильные и слабые стороны или даже изменить свою модель поведения в обществе.
Ролевая игра всегда предполагает несколько игроков, команду, членам которой приходиться действовать вместе, общаться и считаться друг с другом. Актуальность использования ролевых игр заключена в прогрессивных возможностях для развития навыков коммуникативности, умения общаться и действовать в коллективе, договариваться с другими людьми и приходить к решениям устраивающим обе стороны. Направление довольно активно развивается в тренинговых ролевых играх, призванных улучшить работу сотрудников той или иной компании.
Как правило, стоящую перед игроками задачу невозможно разрешить усилиями одного игрока или даже части группы, необходимо участие всех, независимо от того насколько различны игроки, как люди и различны выбранные ими роли. Соответственно, участникам необходимо научиться уважать себя и другого, находить общий язык, не ущемляя при этом свое собственное достоинство.
В этом аспекте ролевые игры имеют большое значение для развития у человека навыков жизни в обществе, в коллективе (например, в трудовом), умения нормально общаться с окружающими людьми, какими бы они ни были. Именно эта задача ставится во главе практической части данной работы. Моделируя жизненные ситуации в игровой форме, применение отработанных приемов, техник помогает достичь самопонимания, осознания ошибок в поведении и аутентичности.
Объектом исследования в данной работе являются члены трудового коллектива.