Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В настоящее время воспитание становится главнейшей проблемой. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Формируя представления о нормах и правилах поведения, мы влияем на отношения ребёнка со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение, грамоте, музыке. Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
.....
Заключение
В ходе проведенного исследования мы отметили, что культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, хорошего аппетита, здоровья и пр.
Мы смогли отметить, что большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно. Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение. Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод. Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности. Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой: интерактивную, коммуникативную, перцептивную стороны речевого взаимодействия.
Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Речевой этикет – система специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Речевой этикет – правила речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.
......
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.-672с.
2.Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. С. 12
3.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 400с.
4.Алябьева Е.А.“Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М. 2003 г
5.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 272 с
6.Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. № 3.
7.Ахутина Т. В., Наумова Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М , 2003.
8.Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-2009 г.
9.Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие. М., 2004.
10.Безруких М.М. "Я и другие я, или правила поведения для всех". 2001г.
11.Белкина В. Н., Васильева Н. Н. Елкина В. Н. Дошкольник: Обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 256с.
12.Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2008. – 240 с.
13.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
14.Васильева Н.М. - Гангус. Азбука вежливости. 2004 г.
15.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова – М.: Просвещение, 2005. – 527 с.
16.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Детство-Пресс, 2007, 472с
17.Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, Чувашское изд-во, 2-е изд., 2007.-378с.
18.Гольдин В.Е. "Речь и этикет". 2003 г.
19.Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами» Д/в №10-80 г.
20.Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 2008.
21.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 2008. - 96 с.
22.Кронгауз М.А. Новое в этикете // Русский язык, 2001. № 3.
.......