Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов
Введение
Термин «конкуренция» – ровесник рыночных отношений (во всяком случае, с момента их научного осмысления). Уже в работах А. Смита (1723-1790 гг.) и Д. Рикардо (1772-1823 гг.) этот термин используется достаточно широко.
Конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Происхождение этого термина восходит к позднелатинскому concurrentia от concurre – «сталкиваться», что означает соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкурент же (лат. concurriens) в переводе – состязающийся. В настоящее время существует множество трактовок термина «конкуренция», некоторые из них представлены ниже.
Конкуренция – это соперничество участников рынка в сфере производства и сбыта товаров и услуг или состязательность, борьба юридических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства.
Иногда конкуренцию определяют как ситуацию, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.
С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства.
Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Этим и обуславливается тема данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является - изучение конкурентной борьбы и основные методы изучения фирм-конкурентов. Для достижения этой цели были выделены следующие задачи:
1.Рассмотреть механизм конкурентной борьбы и его современное состояние.
2. Изучить факторы влияющие на конкуренцию.
2. Определить основные принципы конкурентной разведки.
При написании данной курсовой работы были использованы научная литература, нормативные акты и периодические издания по исследуемой тематике.
1. Механизм конкурентной борьбы и его современное состояние
С маркетинговой точки зрения конкуренция в предпринимательстве выступает в качестве побудительной силы, направляющей деятельность производителей и продавцов на удовлетворение потребностей потребителей.
Итак, рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. С точки зрения маркетинга важными в этом определении являются три аспекта .
Во-первых, речь идет именно о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свой продукт.
Во-вторых, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом.
Ведь если спрос удовлетворен товаром одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. В тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывают больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому одним из наиболее распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, для того чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.
Основной участник процесса конкуренции – конкурент – это лицо, группа лиц, фирма, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке. С точки зрения маркетинга, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения).
Список использованной литературы
1. Белковский А. Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) / А. Н. Белковский / / Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - N4. - С. 3-8
2. Васильев Е. П. Совершенная конкуренция и монополия: теоретические пределы / Е. П. Васильев, И. Н. Воробьев / / Современная конкуренция. - 2008. - N 2. - С. 130-135.
3. Завгородняя А. А. Маркетинговое планирование : анализ моделей управления, конкурентная политика, контроль над качеством / А. А. Завгородняя, Д. О. Ямпольская . - СПб. [и др.] : Питер , 2010. - 379 с.
4. Кузнецова Е. И. Конкурентная среда как фактор стратегии развития России / Е. И. Кузнецова / / Экономика и математические методы. - 2008. - Т. 44, N 1. - С. 79-82
5. Носова Н. С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы / Н. С. Носова . - М. : Дашков и К' , 2009. - 255 с.
6. Одесс В. Конкуренция - двигатель экономики рыночного типа / В. Одесс / / Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - N 2. - С. 67-69
7. Орлов А. Конкурентная разведка versus шпионаж : [методы сбора информации] / А. Орлов / / Управление компанией. - 2010. - N4. - С. 31-36
8. Плеханов И. Тайное оружие "разведчика": [конкурентная разведка] / И. Плеханов / / Консультант. - 2010. - N 23. - С. 56-60
9. Рудник П. Б. Ценовая конкуренция и структура рынков в высокотехнологических отраслях / П. Б. Рудник / / Экономика и математические методы. - 2008. - Т. 44, N 4. - С. 58-71
10. Сафонов О. Тактика конкурентной борьбы: [бизнес и конкурентная разведка] / О. Сафонов / / Современная торговля. - 2011. - N3. - С. 96-101
11. Светозаров В. Зачем нужна конкурентная разведка? / В. Светозаров / / Современная торговля. - 2011. - N4. - С. 36-40
12. Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирования в России / Н. Усик / / Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N 3. - С. 52-59
13. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учебное пособие для вузов / Т. Г. Философова, В. А. Быков . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2008. - 295 с.
14. Цена ваших побед: [конкурентная разведка] / / Современная торговля. - 2009. - N5. - С. 85-87