Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Адаптация персонала как современная технология в управлении персоналом в организации индустрии туризма города Москвы(на примере ЗАО "Спектрум-Трэвэл")
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день индустрия туризма является одной из перспективных и развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Особая рольв современных условиях хозяйствования отводится трудовым ресурсам предприятия туризма.
Адаптация персонала является в настоящее время одним из ключевых элементов в системе управления персоналом. Современная бизнес-среда характеризуется высокой степенью динамичности и неопределенности. В условиях постоянных изменений экономической ситуации все больше сотрудников являются новичками в организациях: более 25% всех работников в Западной Европе служат в своих компаниях меньше года и более 33% − меньше 2 лет. В среднем, европейцы в промежуток от 18 до 37лет меняют место работы 10 раз, то есть мобильность человеческихресурсов очень высока . В этойсвязи для работодателя усложняется задача вкратчайшие сроки добиться от новичков эффективной работы ирезультативности.
На сегодняшниймомент очень многие компании активно занимаютсяподбором и обучением персонала, но очень мало уделяют внимание адаптацииперсонала. Как показывает статистика, большая часть новых сотрудниковувольняется из организации в первыемесяцы работы, так и не пройдя испытательный срок. Основныепричины ухода – несовпадение действительности сожиданиями и сложности, связанные с интеграциейв коллектив. Зачастую новичком никто не занимается, в лучшемслучае его представляют коллегам ипредлагают ознакомиться с должностными инструкциями. Во многих компаниях нет даже базовых программадаптации. Однако впечатления от первых днейна новом месте обычно оставляют глубокий след и могут оказать отрицательное воздействие на мотивацию и отношение к обязанностям иколлективу.
Именноиз-за отсутствия системы адаптации сотрудник может испытатьчувство отчуждения и занять негативнуюпозицию к компании прямо с первогодня работы. Кроме того, если новичка предоставляют самому себе, то организация зачастую теряет возможностьсформировать у него положительное отношение к своим устоям и традициям.
Систему адаптации нужно выстраивать так, чтобы она затрагивала повозможности все ее виды. При этом необходимо иметь в виду следующее: чтобы сформировать эффективную программу, недостаточноусилий менеджера поперсоналу, – в этот процессдолжны быть вовлечены руководители подразделений и будущие наставники, которые определяются также в рамках общей системы адаптации.
Главным критерием того, что период адаптации прошелуспешно, является комфортное ощущение себя членомкоманды, чувство собственной полезности и значимости, профессиональная гордость за отличные результаты собственной работы, заслуженный авторитет в коллективе, полная удовлетворенность и уверенность в своих силах, завтрашнем дне.
Совокупность данных обстоятельств обусловливает актуальность темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является изучение организации процесса адаптации персоналакак современной технологии в управлении персоналом в организации индустрии туризма города Москвы.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические аспекты организации процесса адаптации персонала;
- проанализировать систему управления персоналом на конкретном предприятии;
- разработать проект по совершенствованию организации процесса адаптации персонала в исследуемой организации.
Объектом дипломного исследования является ЗАО «Спектрум-Трэвэл».
Предмет исследования – организация процесса адаптации персонала в ЗАО «Спектрум-Трэвэл».
При написании дипломной работы были использованы такие общенаучные и специальные методы исследований, как анализ (сравнение, логический), обработки информации (табличный, индексы), анализа информации (сравнение).
Методологической основой работы являются публикации отечественных и зарубежных авторов, а также Интернет-ресурсы, в которых рассматриваются вопросы, связанные с управлением человеческими ресурсами на предприятии туризма.
Практические разделы выполнены на материалах из информационных источников ЗАО «Спектрум-Трэвэл» за 2009 – 2011 гг.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во Введении обосновывается актуальность, практическая значимость данной работы, ставится задача и указываются пути ее решения.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты процесса адаптации персонала.
Во второйглаве проводится комплексный анализ системы управления персоналом объекта исследования.
В третьейглаве представлен проект совершенствования организации процесса адаптации персонала в исследуемой компании, проводится расчет социально-экономической эффективности проектных предложений.
В Заключении даются краткие выводы, к которым пришел автор при анализе понятийного и сущностного аппарата процесса адаптации персонала, его организации на предприятии.
Как видно из таблицы 2.3, коэффициент текучести кадров в 2011 году по сравнению с 2010 годом в анализируемой организации снизился на 0,02%.
По результатам анализа движения персонала в организации можно сделать вывод о том, что в ЗАО «Спектрум-трэвэл» наблюдается относительная стабильность кадров. Стабильность кадров в нашем случае обусловлена такими имеющимися в организации факторами, как достаточно высокая и стабильная заработная плата, премиальные выплаты, возможность карьерного роста, социальная защищенность работников т.п.
Далее проведем анализ процесса адаптации персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные теоретические и практические выводы по результатам дипломного исследования.
Новая эпоха управления персоналом – это усиливающиеся требования к признанию экономической целесообразности капиталовложений в привлечение персонала, поддержание его трудовой активности, развитие компетенций и создание условий для максимально полного выявления личностных возможностей и способностей. Актуальным требованием становится также формирование корпуса менеджеров по персоналу, ориентированных на системную деятельность, владеющих навыками анализа и прогнозирования изменений на рынке труда, методами своевременной модернизации в системе управления человеческими ресурсами.
Адаптация – это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.
Наиболее эффективной из всех способов адаптации является активная адаптация, которая представляет собой процесс приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования организационных, технических, социально-психологических средств.
Процесс адаптации традиционно принято разделять на четыре этапа.
1. Оценка уровня подготовленности нового работника. На этом этапе происходит определение непривычных для работника ситуаций и вариантов решения привычных для работника задач.
2. Ориентация. На этом этапе происходит практическое знакомство нового работника с его обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации.
3. Действенная адаптация. На этом этапе новичок приспосабливается к своему новому положению и широко включается в межличностные отношения с коллегами.
4. Функционирование. На завершающем этапе адаптации работник преодолевает производственные и межличностные проблемы и переходит к стабильной работе.
На всех этапах адаптации возможно управленческое воздействие на ее ход. Контролируемый ход адаптации чаще всего приводит к прогрессивному результату, пущенная на самотек пассивная адаптация чревата регрессивным результатом.
Управление адаптацией – это процесс активного воздействия на факторы, определяющие ее развитие и позволяющие снизить неблагоприятные последствия. Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижении негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды.
Технология эффективного управления процессом адаптации предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать процесс адаптации нового работника. К основным задачам, которые должен решать подобный алгоритм, относятся: сокращение неблагоприятных последствий от деятельности неадаптированного работника; стабилизация коллектива, встревоженного приходом носителя чужеродной культуры; координация деятельности всех работников, задействованных в мероприятиях, способствующих адаптации нового работника.
В ходе дипломного проектирования была изучена организация ЗАО «Спектрум-трэвэл». Анализ финансовой деятельности организации ЗАО «Спектрум-трэвэл» показал, что стратегия компании направлена на прогрессивный рост.
Анализ персонала показал, что текучести по причинам неудовлетворенности персонала условиями труда, уровнем заработной платы и другими факторами нет. Следовательно, можно судить о хорошем уровне удовлетворенности персонала трудом.
Из анализа действующей системы управления персоналом были сделаны следующие выводы о том, что набор имеющихся должностных единиц вполне может обеспечивать реализацию функций управления персоналом небольшой организации, которые заключаются в обеспечении нормального стабильного функционирования без глобальных модернизаций. И модернизация системы управления персоналом может производиться при создании проектной группы и наличии компетентных сотрудников.
Кадровую политику ЗАО «Спектрум-трэвэл» можно отнести к пассивной кадровой политике, когда руководство организации не имеет четко разработанной программы действий в отношении персонала, а работа с кадрами сводится к ликвидации негативных последствий путем экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, часто без анализа причин и возможных последствий.
Системы мотивации в ЗАО «Спектрум-трэвэл» не сформировано. Для управления мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности используется набор элементов стимулирования.
ЗАО «Спектрум-трэвэл» было предложено рассмотреть проект совершенствования организации процесса адаптации персонала.
Проект преследует цели создания эффективной системы адаптации в организации, обеспечивающей снижение текучести кадров, в первую очередь во время испытательного срока, рост производительности труда, мотивации, социальных гарантий для персонала.
Проектируемая система адаптации персонала ЗАО «Спектрум-трэвэл» содержит:
– стандарт адаптации персонала;
– должностную инструкцию специалиста по адаптации персонала;
– план и график внедрения проекта.
Срок реализации и внедрения проекта по совершенствованию организации управления персоналом в ЗАО «Спектрум-трэвэл» - 1 год.
Привлекательность проекта в том, что он не требует капитальных затрат.
Совокупные затраты для реализации проекта по расчетам составили 22107,68 руб./мес.
ЧДД составляет 25276,71 млн. руб.
Проект окупится уже в первый год, т.к. уже в первом году доходы превышают затраты.
В целом, резюмируя вышесказанное, можно заключить, что работа ЗАО «Спектрум-трэвэл» заслуживает удовлетворительной оценки. В настоящее время оно стремится к наращиванию основных показателей деятельности. Так же как положительный факт можно отметить заботу руководства о сотрудниках, стремление создать им материальные условия для хорошей работы. ЗАО «Спектрум-трэвэл» имеет достаточный потенциал и резервы для роста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеенко А. Адаптация топ-менеджмента как разновидность адаптации рядового персонала // http://www.top-personal.ru/issue.html?2803
2. Агамирова В.Е. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе. Практикум, Дашков и Ко, 2007. – 180 с.
3. Базаров Т.Ю. Еремин Б.Л. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина – М.: Юнити, 2008. – 560 с.
4. Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации // Управление персоналом. – 2009. – с. 361.
5. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарика, 2008. – 528 с.
6. Волгин Н., Валь Е. Мотивационная основа эффективности труда // Человек и труд. 2010. № 4, с. 12 - 15
7. Володина Н. А. Адаптация персонала / Н. А. Володина. – Москва: ООО «Бегин Групп», 2006. – 146 с.
8. Генкин Б.М., Конакова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом. – М.: Высш.шк.,2006. – 383 с.
9. Герцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Герцберг, Б. Моснер, Б. Блох, Б. Снидерман. – М.: Вершина, 2008. – 240 с.
10. Герчиков В. И. Управление персоналом. Работник - самый эффективный ресурс компании / В. И. Герчиков. - М.: 2008. – 281 с.
11. Гречикова, И. Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Гречикова. – М.: 2007. – 305 с.
12. Гришанина, Н.В., Лопашина Г.С. и др. Основы менеджмента.- М.: Юрайт, 2009. – 295с.
13. Давыдов, А.В. Мотивация и оплата труда в рыночной экономике / А.В. Давыдов, А.С. Овсянников, И.М. Маложон – Новосибирск: Наука, 2007. – 214 с.
14. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учебник / В.А., Дятлов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 490 с.
15. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям / А.П. Егоршин. – Н.Новгород.: НИМБ, 2011. – 1100 с.
16. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А. Управление персоналом: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 312 с.
17. Катернюк А.В. ЗD-менеджмент: управление персоналом, маркетингом и продажами / А. В. Катернюк, М. С. Терских, А. Н. Салов. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 382 с.: ил.
18. Кафидов, В.В. Управление персоналом: учебник / В.В. Кафидов. – М.: Академический Проект, 2009. – 639 с.
19. Кибанов А.Я.Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 368 с.
20. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента: учебное пособие. – М.: Рид Групп, 2011. – 336 с.
21. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник для вузов. - М.: ТОО Люкс-арт, 1996. – 478 с.
22. Литвинюк А.А. Управление персоналом: учеб.для бакалавров / под ред. А.А. Литвинюка. – М.: Юрайт, 2012. – 434 с.
23. Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. – Томскк.: Из-во ТПУ. 2005. – 152 с.
24. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом: учебное пособие / В. В. Лукашевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 240 с.
25. Лукичева, Л.И. Управление персоналом: учебник / Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2009. – 364 с.
26. Магомедов М.Д., Чайкина И.И., Куломзина Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник. - М.: Дело. - 2011. – 368 с.Маслова В.М. Управление персоналом : учеб.для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Юрайт, 2012. – 488 с.
28. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. – СПб.:Питер,2010. – 304 с.
29. Морозов М. Управление персоналом на предприятии туристской индустрии // Стандарты и качество. - 2006. - № 2. - с.54-58.
30. Подбор персонала // http://www.top-personal.ru/issue.html?2436
31. Пугачев В.П.Руководство персоналом организации: учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 279 с.
32. Райли М. Управление персоналом в гостеприимстве: учебник / М. Райли; Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 191 с.
33. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт / Н.В. Самоукина. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 236 с.
34. Самыгин С. И. Менеджмент персонала: учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – М.: Ростов н/Д: Зевс; Феникс, 2007. – 480 с.
35. Скобкин С. С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб.пособие / С. С. Скобкин. — М. : Магистр, 2007. — 575 с.
36. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия: учебник / В. В. Травин. – М.: Дело, 2007. – 372 с.
37. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. – СПб.: Канди, 2007 – 298 с.
38. Управление персоналом: современная российская практика // http://www.hr-journal.ru/news/prints/41-mordovin-sk-upravlenie-personalom-sovremennaja-rossijskaja-praktika.html
39. Урубков А.Р., Федотов И.В. Методы и модели оптимизации управленческих решений: учебное пособие. – М.: Дело, 2011. – 240 с.
40. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Изд-во «Перспектива», 2010. – 656 с.
41. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. А.Д. Чудновского . - Изд. 2-е перераб. доп.: М.:ЮРКНИГА,2005. - 448 с.
42. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. Учебное пособие. – М.: Изд-во «ГроссМедиа», 2008. – 224 с.
43. Щукин, В. Как организовать оптимальную систему оплаты и стимулирования труда // Управление персоналом. 2010. № 12. – с. 5 – 9.