Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Управление трудовыми конфликтами в организации
Введение
Проблемы конфликтов всегда привлекали внимание мыслителей, которые совершали многократные попытки создать модель общественного устройства или взаимодействия, основанную на гармонии интересов и бесконфликтности. Реализовать эти проекты не удавалось, но нельзя сказать, что это плохо. Помимо широко известных проблем, порождаемых конфликтами, конфликты имеют и положительные стороны, которые нельзя сбрасывать со счетов.
В середине XX в. исследователи признали тот факт, что конфликт также характерен для людей, как творчество и стремление к прогрессу. Это нормальный факт общественной жизни, а его выявление и позитивное разрешение и составляет часть прогресса.
Серьезное изучение конфликтов привело к созданию нового научного направления - конфликтологии, которая возникла на стыке психологии, психиатрии, социологии и философии, впитав в себя новейшие достижения в этих областях. К сегодняшнему дню конфликтология получила широкое международное признание за свою исключительную практическую значимость.
Конфликтология учит управлять ситуацией в период вызревания конфликта (предупредить его, спровоцировать или пустить на самотек), а также управлять самим конфликтом, если он уже имеет место, и находить способы его разрешения.
Актуальность выбранной для настоящего дипломного проекта темы определяется
- во-первых, тем, что организационное поведение людей, соединяющихся для достижения совместных целей на основе некоторых соглашений и формальных процедур, существенно отличается от индивидуальных действий, предоставленных самим себе людей. Человек, вступая в коллектив, теряет степень свободы поведения. Теперь он ограничен в свободе выбора и вынужден избирать лишь социально приемлемые линии поведения.
- во-вторых, в настоящее время функции структур управления персоналом динамично расширяются. Если ранее, основными функциями являлись учет и контроль деятельности персонала, то в настоящее время приоритетное внимание уделяется формированию и регулированию социально-трудовых отношений на основе современной нормативной законодательной базы. Это предопределяет не только повышение статуса систем управления персоналом, но и появление новых аспектов труда (отношений) и соответственно необходимости их изучения;
- постоянное присутствие организационных конфликтов как в в непосредственной хозяйственной деятельности предприятий и организации требует изучения и эффективного применения методов управления конфликтом, направления его в позитивное русло.
В практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационным возможностям управления изменениями организационного поведения, управлению конфликтами в организации.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам методологии, теории и практики управления персоналом и изучения межличностных конфликтов в трудовой деятельности. В процессе разработки выбранной темы были исследованы труды Т.Ю. Базарова, Е.К. Самраилова, Б.Л. Еремина, Г.П. Зинченко, А.Я. Кибанова, И.К. Макаровой, Е.В. Маслова, Ю.Г. Одегова, Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой, А,П, Егидеса и других авторов.
Непосредственной фактологической базой дипломного проекта явились соответствующие документы выбранного для исследования ООО «9A Concept», дающие представление о производственной и хозяйственной деятельности предприятия.
В качестве основных методов исследования использовались диалектический метод, системный подход, логический и сравнительный анализ, структурный и функциональный анализ, метод исследования психологического климата Ф. Фидлера, тематическое интервью.
Информационная база исследования представлена материалами и сведениями, опубликованными в периодических научных изданиях, а также размещенных на тематических интернет-сайтах.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы является изучение вопросов управления организационным конфликтами и стабилизации организационного поведения сотрудников.
Объектом исследования в настоящей работе является коллектив работников ООО «9A Concept».
Предметом изучения в настоящей работе является возможности управления межличностными конфликтами, их влияние на организационное поведение персонала и на эффективность деятельности предприятия.
Основными задачами исследования стали:
1. Изучение теоретических основ появления и развития межличностных конфликтов, управления ими, а также их влияния на организационное поведение персонала в организации;
2. Изучение производственно-хозяйственной деятельности ООО «9A Concept» в части организационного поведения персонала и повторяющихся межличностных конфликтов;
3. Разработка рекомендаций по профилактике организационных конфликтов в ООО «9A Concept».
Исследование включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В связи с этим при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При линейной организации управления распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия - прямые (линейные) - идут от высшего звена управления к низшему. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
Компания располагает всеми необходимыми ресурсами для реализации оборудования и комплектующих: оборудование, оснащение, складские помещения, офисное помещение, оргтехника и др. Кроме того, немаловажным ресурсом, обеспечивающим эффективную деятельность является квалифицированный штатный персонал.
Заключение
Конфликты являются неотъемлемой частью современной жизни. Это утверждение особенно актуально для бизнес-контекста. Бизнес сам по себе является конфликтом. Конфликты происходят как внутри компании, между ее сотрудниками. Так и между сотрудниками компаний: переговоры, продажи – все это формы конфликтных взаимодействий.
Подводя итоги работы необходимо сделать следующие выводы:
Определить конфликт можно как различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным или к деструктивным последствиям.
Среди причин возникновения конфликта в настоящей работе выделены следующие: недостатки в управлении (неправильные действия руководителя, личные качества); недостатки связанные с невысоким уровнем развития коллектива; взаимное непонимание людей (психологическая несовместимость, различные уровни подготовки).
Рассматривая причины конфликтов, возникающих в трудовом коллективе, то можно выделить три основные группы причин:
причины, порожденные трудовым процессом.
причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений.
причины, коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива.
Типы конфликтов подразделяются на три основных подгруппы: внутриличностные ; межличностные; межгрупповые.
Соответственно последствия конфликта также могут быть как положительные для человека и организации в целом так и иметь негативнее последствия. И в этом контексте особое значение приобретают технологии профилактики и преодоления конфликтов.
Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий: предконфликт, осознание, начало открытого конфликтного взаимодействия, эскалация конфликта, разрешение или затухание конфликта.
Учитывая эти стадии можно выделить следующие этапы управления конфликтом: симптоматика, диагностика, прогнозирование, разрешении.
Основываясь на этапах управленческого воздействия можно выделить следующие типы управленческого воздействия на конфликтную ситуацию: пресечение, гашение, преодоление, устранение.
Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.
Сочетания стратегий, основанные на анализе ситуации, дают определенные результаты – способы разрешения конфликтов.
Межличностный конфликт - это ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
Возможности исследования эффективности деятельности предприятия и уровня конфликтности внутри трудового коллектива проанализированы на примере ООО «9A Concept»..
Проведенное во второй главе настоящей работы, позволяет говорить о том, что персонал компании работает по принципу «каждый сам за себя». Исходя из проделанной работы и полученных в результате исследования данных можно утверждать, что в данном коллективе сложилась достаточно стандартная ситуация для российских предприятий, когда благотворные устремления руководства наталкиваются на неприятие сотрудников, сформированное оплошностями и несогласованностью прошлых периодов.
Здесь ценности членов коллектива, их устремления и представления о путях достижения общих целей и конкретных задач не совпадают. Вследствие чего возникают деструктивные конфликты, то есть конфликты приводящие к распаду сплоченности коллектива, к межличностной вражде, что естественно будет сказываться на их профессиональной деятельности.
Для улучшения ситуации в этом коллективе просто необходимо вмешательство профессионала. Также необходимо срочное вмешательство директора, который должен волевым изъявлением в приказном порядке инициировать изменения.
В третьей главе настоящей работы разработаны меры по повышению эффективности работы сотрудников, затрагивающие все аспекты работы компании. Эти меры требуют достаточно больших временных затрат на их реализацию и должны внедряться постепенно.
С целью снижения уровня конфликтности в межличностной сфере разработана программа, которая затрагивает все направления управления компанией.
Предложенные меры должны реализовываться поэтапно, чтобы не перегружать руководителя и не вызвать сопротивление персонала.
В качестве рекомендаций, которые могут быть применены уже сегодня сделано предложение по созданию формальных групп в среде персонала и предложены механизмы повышения материального стимулирования повышения как личной, так и групповой эффективности сотрудников.
Как представляется, внедрение такой системы будет иметь следующие преимущества:
1. снижение количества межличностных конфликтов из-за раздела клиентов;
2. снижения уровня конфликтности за счет разделения работы и взаимопомощи в процессе ведения сделки;
3. передача накопленных знаний и технологий работы;
4. внедрение командного принципа работы;
5. снижение общего числа конфликтных ситуаций и улучшения микроклимата в коллективе;
6. повышение зарплаты сотрудников, четко увязанное с эффективностью работы персонала;
Думается, что внедрение предложенной системы будет целесообразно и экономически выгодно для рассматриваемой компании.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от. 30.12.01 № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.06 № 90-ФЗ) «Трудовой кодекс Российской Федерации»
2. Анисимов О.С.. «Методологическая версия категориального аппарата психологии» Новгород. 2005. – 110 с.
3. Бакай Ю. Оценка взаимодействия подразделений компании//Управление персоналом N 016 август 2006г. стр. 62-69
4. Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации Электронный текст. Режим доступа http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/06.shtml
5. Блюм М.А., Молоткова Н.В. Управление конфликтами в коммерческой деятельности. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 150с.
6. Бурлакова С. Взаимодействие изучение и социальная корректировка http://www.trudovik.ru/list/3781.html
7. Виханский О.С., Наумов А. И. В54 Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2009— 389с.
8. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций М., 2006.- 421с.
9. Гительмахер Р. Б. Конфликт: социально-психологический аспект - Иваново: ИГУ 2005. – 180с.
10. Гришина Н. В., Психология конфликта, Спб.: Питер. - 2007. – 464 с.
11. Демарко Т., Листер Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды, 2-е издание. – Пер. с англ.- СПб.: Символ-Плюс, 2008. – 301с.
12. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: МГУ. 2004.
13. Егидес А.П. Лекции по конфликтологии , 2009- 280с.
14. Исследования затрат на службу управления персоналом по материалам сайта http://www.e-xecutive.ru/publications /article_2367/
15. Камбарова Р., Тагаева М., Внедрение изменений в организации: значение, препятствия, методы // "Технологии управления 2005, № 8. С. 5-9
16. Капустина Н. Риски в системе управления персоналом, http://profcodex.com/?p=99
17. Кибанов А. Конфликтология. Учебник – М. 2006. - С. 148
18. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учеб. пособие / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина; Гос. ун-т упр. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2007. - 480 с.
19. Коммерческий словарь. - М. - «Фонд правовая культура».-2008.- 521 с.
20. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004. -320 с.
21. Кричевский Р.Л. Психология лидерства М.: Экономика. 2006. - 490с..
22. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. Изд. 2-е., исп. и доп.- М.: Экономика. 2008. -183 с.
23. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 397 с.
24. Материалы сайта www.kadrovik.ru
25. Материалы сайта www.betec.ru
26. Материалы системы Гарант
27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 2007. – 347 с.
28. Меткин, М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.dvo.sut.ru/libr/soirl/i119metk/12.htm.
29. Мишурова И.В. «Управление персоналом: Учебное пособие». – Ростов-н/Д.: РГЭА, 2007.- 211 с.
30. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008. – 260 с.
31. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. Изд-во РГТУ 2005. – 351с..
32. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2006. – 432с.
33. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебник. Л.С.Барютин и др.; под редакцией А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. 2-е издание перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 518 с.
34. Основы менеджмента: Учебник для ВУЗов. Под редакцией профессора Д.Д.Вачугова. - М.: Высшая школа, 2011. – 376 с.
35. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко Б.Г. Мещерякова. – 3-е изд. – М.: Педагогика-Пресс. - 2006 - 432с.
36. Психология. Учебник для экономических Вузов/Под ред. В.Н.Дружинина.-СПб.:Питер, 2005. -621 с.
37. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 362 с.
38. Раицкий К.А., Экономика предприятия Учебник для вузов.- М.: Изд.торг. корпорация "Дашков и К" 2007.- 1012 с.
39. Растов Ю.Е. Конфликтологическая сторона менеджмента. Барнаул, 2010. – 410с.
40. Ратникова В. П. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 301с.
41. Руководство по компетенциям. [Электронный текст] http://www.hr-portal.ru/pages/hrm/comppril2.php
42. Рябцев Н.В., Шитив М.А. Конфликтология. Хрестоматия (для студентов политологических отделений и факультетов университетов). Ростов-на-Дону 2001. window.edu.ru
43. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. — М.: ГАУ, 2005. – 174 с.
44. Соловьев А. В.Конфликты на государственной службе: типология и управление. Учебно-практическое пособие. —М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. — 296 с.
45. Теория организации: Учеб. Пособие / Под. ред. Ф.Л. Шарова. – М.: МИЭП, 2005. – 220с.
46. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2006. – 432 с.
47. Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Управленческие решения: Учебное пособие для вузв. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010. – 310 с.
48. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 669 с.
49. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова -2е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 638с. (Серия «Высшее образование»).
50. Управление персоналом организации. Учебное пособие для вузов. / Федосеев В.Н., Капустин С.Н. - М: Экзамен, 2006. – 129 с.
51. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов. Под редакцией Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – 2-е издание, переработанное и дополненное. -М.: ЮНИТИ, 2009. – 254 с.
52. Уткин Э.А. Управление компанией. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2005. – 597с.
53. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. - М.: ИНФРА-М. - 2006. -317с.
54. Фиценс Ж. Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость, по материалам сайта Elitarium.ru
55. Формирование отечественной системы управления персоналом организации: опыт и проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17 мая 2005 г./ Под общ. Ред. А.И. Турчинова, А.А. Москаленко – М.: Изд-во РАГС. - 2005. - 571 с.
56. Фролов С.С. Социология организаций: Учеб. Изд. 3-е – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.
57. Хорольский С. Кадровое дело на стороне, или как прожить без менеджера по персоналу? Вакансия, 2007-02-15 http://couriers.mainjob.ru/publications
58. Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. Практическое пособие по кадровому планированию организации. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007. – 304 с.
59. Школа кадрового менеджмента http://www.spm.ane.ru
60. Якубович М. Управление командами.// "Директор". -05. 2009 http://result.by/upravlenie-komandami-