Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эмпатия в структуре личности педагога (1 глава)
Актуальность исследования заключается в том, что проблема увеличения значимости эмпатии как компонента личности в самосовершенствовании и саморазвитии педагога давно стала предметом научного исследования не только в педагогике, но и в психологии. Интерес к данной проблеме связано с теми фактами, что эмпатия как психологический феномен способна оказывать значительное влияние на личность в целом. При этом развитая эмпатия способствует повышению мотивации специалиста, продуктивности его профессиональной деятельности, а также расширяет представление об ее эффективности.
На современном этапе социально – экономического развития мы наблюдаем переход от индустриального общества к информационному. По мнению исследователей, это приводит к расширению объема коммуникативных потоков; увеличению числа людей, занятых в профессиях социономической группы - типа «человек - человек», для которых одной из главных составляющих профессиональной компетентности является компетентность в общении. В тоже время, сужение специализации работников, занятых в разных областях трудовой деятельности, требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения профессиональных целей...
Раскрытие актуальности и научной ценности проблемы эмпатии заключается в узловом характере феномена при интерпретации сложных психологических явлений (идентификации, рефлексии, аттракции, межличностного познания и т.п.), понимание которых имеет значение для педагогической, возрастной и социальной психологии. Эмпатия как научная проблема входит в круг общих проблем становления личности, без ее осмысления сложно провести продуктивный анализ механизмов и основных свойств духовно-нравственного развития личности. Выявление ее специфики требует обращения к предварительному анализу понятия «эмпатии».
Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается – сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования [9; 149].
Изучению эмпатии в различных ее формах посвящены работы зарубежных авторов, таких как К.Г. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс, X. Когут. В аналитической психологии эмпатия рассматривается, как «перенос», описанный З. Фрейдом: «Процесс отнесения своих побуждений, чувств, и суждений к другим лицам, как средство защиты, благодаря которому субъект может не осознавать присутствия этих «неожиданных явлений» в нем самом» [9; 150]...
Одним из факторов, определяющих организацию и регуляцию социального поведения личности, является эмпатия. Эмпатия характеризует аффективную сторону понимания событий, явлений и окружающих членов общества.
Подчеркивая многогранность феномена эмпатии, многие авторы сходятся на том, что постижение эмпатируемого объекта происходит при участии когнитивной, аффективной и действенной составляющих феномена (Т.П.Гаврилова, К.Роджерс, И.Юсупов, Л.П.Выговская и др.).
Эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нём, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, безотносительно к собственному благополучию. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, и отражает уровень нравственного развития человека. В свою очередь, неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающие отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, выступают важнейшими характеристиками нравственности человека...