Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коммуникативные особенности у единственных детей и детей в многодетной семье
Практическая значимость: на основе проведенного исследования возможно создание терапевтических программ для коррекции и развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста с учетом особенностей семейного воспитания детей в семьях с единственным ребенком, а также в многодетных семьях.
Эмпирическая база. Исследование было проведено на базе ДОУ № 25 г.Санкт-Петербурга в период с 1.02.2013 по 1.03.2013 г. Для участия в исследовании были привлечены 52 ребенка, из них:
26 детей из однодетных семей, из них 12 девочек и 14 мальчиков;
26 детей из многодетных семей, из них 16 девочек и 10 мальчиков.
Методы исследования:
организационные - сравнительное исследование;
эмпирические - психодиагностические тесты;
методы обработки данных – сравнительный анализ и анализ достоверности различий с использованием критерия Манна-Уитни;
интерпретационные - описание связей.
Методики исследования:
методика «Изучение коммуникативных умений» [22,с.53];
методика «Подели игрушки» [5,с.90];
методика «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» [5,с.97];
методика «Социометрия» [24,с.90].
Работа включает введение, теоретическую, методическую и эмпирическую главы, заключение, список литературы и приложения.
*
*
*
Обобщая, можно выделить следующие характеристики коммуникативных особенностей у детей из многодетных семей:
у детей из многодетных семей имеется богатый опыт общения как со взрослыми, сверстниками, разновозрастными детьми;
интенсивное коммуникативное развитие в условиях общения в семье;
менее интенсивное интеллектуальное развитие у детей в многодетной семье, за исключением первенца, что несколько осложняет коммуникативное развитие и снижает привлекательность детей для сверстников;
наиболее коммуникативные способности развиты у первого и третьего (но не последнего) ребенка в семье;
у детей из многодетных семей развивается достаточно богатый опыт поведения в конфликте, конкурирования;
отношения в семье (до подросткового возраста) более значимы и интенсивны, чем отношения со сверстниками.
В целом можно сказать, что в многодетной семье складываются более благоприятные возможности для коммуникативного развития детей, чем в однодетной. При этом развитие коммуникативных способностей во многом зависит от очередности рождения, а также, безусловно, и от функциональных характеристик конкретной семьи, особенностей отношений с родителями и сиблингами.
Таким образом, в однодетной семье у ребенка наблюдается недостаток общения со сверстниками, преобладание опыта общения со взрослыми. Поведение единственного ребенка в общении скорее схоже с поведением взрослого, чем ребенка. Для этих детей характерно стремление в общении соответствовать ожиданиям взрослого на фоне равнодушия к сверстникам, переживание тревоги при контакте со сверстниками, эгоизм, недостаточный интерес к потребностям другого, несколько завышенная самооценка, которая затрудняет взаимодействие со сверстниками и обуславливает ориентацию на общение со взрослыми и т.д. У детей из многодетных семей имеется богатый опыт общения как со взрослыми, сверстниками, разновозрастными детьми. Для них характерно интенсивное коммуникативное развитие в условиях общения в семье и при этом менее интенсивное интеллектуальное развитие, за исключением первенца, что несколько осложняет коммуникативное развитие и снижает привлекательность детей для сверстников. Наиболее коммуникативные способности развиты у первого и третьего (но не последнего) ребенка в семье.
Следовательно, сегодня имеются данные о специфике развития коммуникативных свойств детей в зависимости от структуры семьи. Однако эти исследования относительно немногочисленны, нередко данные противоречивы, что и обуславливает актуальность дальнейших исследований в этой области.
Выводы
На основе анализа литературы можно сделать следующие выводы:
семья представляет собой социальную группу, обладающую исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и которая характеризуется специфической системой межличностных отношений.
*
*