Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Гонзо-журналистика и ее влияние на современное СМИ
Журналистика позволяет каждому человеку быть не только частью аудитории, но и самому делиться информацией. Проявляется это в основном в Интернете через каналы обратной связи, а также блогосферы и других социальных сервисов. Соответственно, информационный контент в интернет-версиях СМИ меньше всего подвержен каким-либо канонам. В качестве своеобразных СМИ можно рассматривать и блоги, многие из которых обладают всеми признаками средства массовой информации, однако вопрос об их принадлежности к СМИ остается дискуссионным. Неоспоримым является факт, что блогосфера активно влияет на традиционные СМИ и взаимодействует с ними.
С развитием блогосферы всевозможные социальные и профессиональные арго, в том числе и те стилевые (или жаргонные) элементы, которые характеризуют так называемый гонзо-стиль, стали активно проникать в блогосферу, поскольку характер дневниковой записи совпадает с публицистическими особенностями этого направления. Для материалов, размещенных в блогосфере и имеющих массовую информационную ценность, характерны субъективность, публицистичность, экспрессивность, непосредственная авторская оценка, отсутствие строгой композиции, в общем, все, чем характеризуется рассматриваемый нами стиль «гонзо».
За полвека этот стиль не только не потерял актуальности, но и проник во все типы СМИ: прессу, телевидение, фотографию, кино, радио, Интернет. Свою немалую роль в его популяризации сыграл фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», в главной роли которого снялся популярный и знаменитый актер Джони Депп, а также документальный фильм о жизни и творчестве журналиста «Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона».
Теперь можно шокировать представителей аудитории каналов современных СМИ — читателей, слушателей, зрителей или пользователей Интернет не только текстом. Фотографии с необычных ракурсов, снимки на запретные темы, намеренное нарушение пропорций и других параметров приводят к дополнительному эффекту Телевизионные и радио- передачи и ролики в Интернете характеризуются претенциозностью и заостренным вниманием на личности автора. Журналист, начинающий применять в своей практике приемы стиля «гонзо», вступает в конфликт с действительностью. Характерным приемом является включение в репортаж тех кадров, которые обычно вырезаются. Журналист может быть одновременно оператором и корреспондентом, комментируя происходящее за кадром. Конечно, такие сюжеты не попадут на телевидение, но в Интернете они набирают большое количество просмотров, что говорит об их востребованности.
*
*
*
Рассмотрим специфику этого жанра на материале художественной критики. Публицистический смысл рецензии состоит в том, чтобы оперативно откликнуться на появление конкретного произведения искусства и создать образ рецензируемого произведения, объяснить читателю или слушателю, как связаны между собой эстетически оформленный мир, фантазия творца и виртуальный мир искусства. Поскольку художественное произведение – это концентрированная система образов, отражающая впечатления художника от окружающей его действительности, критик стремится понять, что хотел сказать автор и как это сказалось. Поиск ответов на вопросы «Что хотел сказать?» и «Как сказалось?» помогает создать целостное представление о рецензируемой вещи, и способствуют целостности журналистского текста. Процесс создания текста зеркально отражает ход мышления критика-публициста, при этом выделяются четыре взаимосвязанных между собой этапа:
восприятие произведения – непосредственно-эмоциональный акт коммуникативного общения с произведением;
размышление над прочитанным, увиденным, услышанным;
«разъятие гармонии» (по В.Г. Белинскому) – практическое осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения, системы образов, выражающих замысел художника, структурно-композиционных особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы, своеобразия языка и стиля;
собственно написание текста .
Фактически, рецензент отвечает на вопрос – «Про что все это?». При этом он предлагает свою интерпретацию вещи (постижение замысла художника), ее трактовку (выяснение идейно-философского или философско-нравственного содержания произведения), дает истолкование (разбор сложных мест, зашифрованных образов и символов), предлагает прочтение вещи (осмысление всех компонентов произведения в их взаимосвязи).