Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к госам по педагогике
1. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка
Решающее значение для развития строения и функций организма ребенка имеет внешняя среда, которая обусловливает его воспитание – активное, систематическое, целенаправленное влияние на его умственное и физическое развитие.
Организм детей подвергается постоянным разнообразным воздействиям окружающей природы (воздуха, температуры, освещения, состава воды, пищи, определенных видов растений, животных и др.). Эти природные условия, в значительной мере изменяемые людьми, влияют на их умственное и физическое развитие, действуя на физиологические функции: обмен веществ, дыхание, кровообращение, пищеварение и др. Количественные и качественные изменения обмена веществ, вызванные различиями природных условиях жизни, влияют на физическое развитие организма, его строение и рост.
Изменяя условия жизни, можно воздействовать на умственное и физическое развитие детей. Посредством трудового воспитания и физических упражнений, рациональной организации обучения, питания и быта можно направленно изменять умственное и физическое развитие людей. Систематический физический труд, тренировка физическими упражнениями и спортом совершенствуют функции органов чувств и нервной системы, повышают физическую и умственную работоспособность, изменяют строение организма (скелета, скелетных мышц, внутренних органов) и его реактивность.
8. Теоретические основы олигофренопедагогики
Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию, обеспечивающую возможности индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым детям, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений. В основе олигофренопедагогики лежат те же источники, что и в общей педагогике. Основные педагогические понятия – воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. – здесь употребляются в том же значении, что и в общей педагогике.Однако в олигофренопедагогике общепедагогические принципы рассматривают как исходные для решения ее особой задачи – коррекции развития умственно отсталого ребенка. Методы обучения и воспитания умственно отсталого ребенка зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Специфические пути реализации общепедагогических принципов обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяют считать олигофренопедагогику самостоятельной наукой. Олигофренопедагогика имеет свой предмет исследования – теорию обучения и воспитания умственно отсталых детей и научное обобщение практики. Первые опыты обучения умственно отсталых детей проводились врачами (Итар, Э. Сеген). У истоков отечественной олигофренопедагогики в сотрудничестве с педагогами стояли такие врачи и физиологи, как В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д. И. Азбукина, Т. А. Власовой, Л. С. Выготского, А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, А. Р. Лурия, Ф. М. Новика, Г. Я. Трошина и др. Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания умственно отсталых детей внесли ведущие ученые-олигофре-нопедагоги Н. П. Долгобородова, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, X. С. Замский. В их трудах коррекция рассматривается как неотъемлемая сторона образовательно-воспитательной работы вспомогательной школы.
13. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся
Процесс формирования культуры здоровья личности осуществляется, в первую очередь, в системе образования и неразрывно связан с методологией обучения основам здорового образа жизни.К общим методам и методическим приемам относятся: вовлечение учащихся в практическую оздоровительную деятельность; самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ; демонстрация индивидуальных достижений учащихся; поощрение, одобрение; беседа с опорой на жизненный опыт; использование ярких фактов исторических справок, примеров и образцов ЗОЖ;игры, дискуссии; приемы обратной связи.Специфическими методами и методическими приемами формирования мотивации являются: у младших школьников - личный пример учителя, родителей, рассказ, беседа; у младших подростков - чтение и обсуждение философских сказок о здоровье, творческие домашние задания (практические, интеллектуальные, демонстрационные); у старших подростков - показ положительных и отрицательных поступков, опора на желания учащихся, создание ситуации привлекательности ЗОЖ стандартными и нетрадиционными способами, поощрение желания добиться признания. При формировании культуры здоровья личности в системе непрерывного образования важное значение имеет реализация основополагающих принципов, учитывающих специфичность обозначенной области жизнедеятельности человека (ЗОЖ), тенденции современного образования, а также особенности индивидуального развития личности.Выделяют следующие основные принципы формирования культуры здоровья личности в системе образования:Принцип системности, предполагающий рассмотрение человека и его здоровья как нечто целого, обладающего своими уникальными свойствами и качествами, присущими его био-социо-духовной сущности, проявляемыми во взаимосвязи и взаимозависимости как друг от друга, так и от внутренней и внешней среды, от степени развитости потребностно- мотивационной и духовной сторон личности.Принцип интегративности, основанный на интеграции различных областей знания о здоровье и ЗОЖ, общего и физкультурного, основного и дополнительного образования во взаимосвязи с семейным воспитанием.Принцип индивидуальности, учитывающий индивидуальные задатки, способности, уровень здоровья; предполагающий индивидуальный здоровый образ жизни в соответствии с вышеперечисленным, а также биологически и социально обусловленный личностными потребностями.Принцип доминанты основан на возникновении у человека устойчивого очага возбуждения (по А.А.Ухтомскому) и наличии доминирующих потребностей в сохранении и укреплении индивидуального здоровья, бережного отношения к здоровью других людей и среды обитания.
18. Медико-психолого-педагогическое консультирование
Традиционно комплектованием специальных учреждений для аномальных детей занимались медико-педагогические комиссии (МПК), которые создавались органами народного образования и здравоохранения. При этом для каждого типа детских учреждений (для умственно отсталых, для слепых, для глухих и т. д.) существовали свои медико-педагогические комиссии. Хотя в работе этих комиссий участвовали квалифицированные специалисты, сама организация и условия их работы (ограниченность времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития и др.) не обеспечивали качество медицинской и психолого-педагогической диагностики. В результате нередки были случаи ошибочных диагнозов.Именно в целях совершенствования всей системы комплектования специальных учреждений для аномальных детей и начали создаваться психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Сначала их открытие было результатом энтузиазма отдельных дефектологов и понимания важности данной проблемы органами народного образования, здравоохранения, местными властями. Теперь существование ПМПК узаконено Типовым положением. Их преимущество в том, что они, во-первых, являются постоянно действующими и позволяют провести повторное обследование детей и, во-вторых, расширяют направления деятельности по оказанию помощи детям, их родителям и педагогам.
1. Современные исследования в олигофренопедагогике
В советский период времени была создана дифференцированная сеть учреждений для образования умственно отсталых детей. Развития олигофренопедагогики в советский период определялось фундаментальными работами, среди которых: Ерёменко И. Г. «Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности»; Лаужикас Й. П. «Очерки по воспитанию воли учащихся (на материале исследования развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы)»; Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность, как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы»; Карвялис В. Ю. «Социально трудовая адаптация выпускников специальных школ (на материале Литовской ССР)»; Перова М. Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»; «Дмитриев А. А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания». В настоящее время исследования в области дефектологии осуществляются в Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики АПН РФ. Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с нарушениями развития освещаются в журнале «Дефектология». Современные исследования в нашей стране в области коррекционной педагогики ориентированы на разработку концепции раннего выявления и ранней медико-пси-холого-педагогической коррекции отклонений в развитии, связанную с семейно-общественным подходом воспитания на основе принципов научности, вариативности, непрерывности и целостности, единства диагностики и коррекции развития. При использовании семейно-общественного подхода в ранней коррекционной работе семья принимает участие в воспитании ребенка при психолого-педагогической поддержке специалиста-дефектолога. В дальнейшем воспитание и обучение ребенка с нарушениями интеллекта должно проходить в условиях специализированного дошкольного учреждения.