Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по педагогике
19. Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности в онтогенезе. Покажите пути социализации и индивидуализации дошкольников в условиях дошкольного и домашнего образования. На примере парциальных программ раскройте условия и методы социализации ребенка дошкольного метода.
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.
Ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.
Важным этапом на пути становления социального познания ребёнка становится переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийно-смысловой насыщенностью.
20. Проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Раскройте теоретические подходы к проблеме взаимодействия образовательного учреждения с семьей: направления и принципы взаимодействия. Докажите преимущество активных форм взаимодействия с семьей. Покажите на конкретных примерах. Какие способы формирования педагогической рефлексии у родителей Вам известны? На конкретном примере покажите технологию ее формирования.
Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи позволяет выделить в научном исследовании в качестве педагогических условий выбора эффективных методов и приемов работы с родителями, формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада следующие:
- формирование у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;
- согласование представлений родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье в процессе проведения систематической работы на проблемных семинарах;
- обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;
- развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.
Преимущество активных форм взаимодействия с семьей обусловлено тем, что современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.
21. Современные методы и средства воспитания и их использование в современных условиях с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Раскройте сущность задач и методов воспитания дошкольников и покажите их взаимосвязь. Какие причины, на Ваш взгляд, обуславливают необходимость обновления методов, приемов, средств воспитания детей? Охарактеризуйте методы воспитания, которые на Ваш взгляд, успешно используются в современной практике. Приведите примеры реализации современных научно-обоснованных методов воспитания в педагогической практике с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Аргументируйте свою позицию.
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
22. Технологии творческого развития дошкольников. Раскройте сущность технологий творческого развития дошкольников в изобразительной деятельности и покажите особенности их использования в работе с детьми разного возраста. Покажите на конкретных примерах, насколько успешно Вы сами используете в своем данные технологии в работе с детьми? Приведите примеры и проанализируйте их.
ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.
23. Специфика работы педагога с детьми с особыми потребностями в развитии. Раскройте направления психолого-педагогической работы педагога с детьми с ОВЗ (на примере конкретной особенности по выбору студента). Определите проблемы внедрения инклюзивного образования в систему дошкольных учреждений.
При систематической коррекционной работе родителей под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.
В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия, в большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.
В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим: это, прежде всего, создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.
Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.