Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Фольклор как средство активизации речи детей младшего школьного возраста
Введение
Актуальность исследования. Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.Люблинская, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них. Чем старше дети, тем сильнее и ярче влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Вопросы развития речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич и др. Однако стоит отметить, что в последнее время все больше выявляется детей с недостаточно высокими показателями развития речи. Поиск наиболее оптимальных путей коррекции нарушений речи детей представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему.
Глава 1. Теоретический и психологo - педагогический анализ возможностей фольклора в процессе активизации речи детей младшего дошкольного возраста
1.1Психолого-педагогический анализ развития речи в трудах зарубежных и отечественных психологов
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Как отмечал А.Н. Гвоздев, речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации [14,c.44]. Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта.
Есть несколько разных определений речи. В исследованиях С.Л. Рубинштейн речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.
Заключение
Полученные результаты свидетельствуют о том, что подобранная нами коррекционная программа, включающая ряд упражнений, занятий, направленных на расширение понимания речи, а так же общего уровня развития речи и активного словаря оказалась эффективной – положительная динамика отмечена лишь в той группе детей, где проводилась формирующая, коррекционно-развивающая работа средствами фольклора.