Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование социально-психологических качеств руководителя организации
Введение
Выделение личности как самостоятельной области социально-психологического знания можно считать достаточно условным т.к., проблема взаимосвязи личности и общества является ключевой в социально-психологической науке. В некотором смысле вся социальная психология, особенно в ее нынешнем состоянии обращена к вопросам личности.
Все определения личности обязательно подчеркивают ее общественную природу, включение ее хотя бы в одну из систем социальных отношений.
Каждая личность представляет собой своеобразное единство биологического, психического и социального компонентов. Конкретный исторический период, определенный социальный класс, слой, какая-либо организация или группа к которым принадлежит индивид, определенным образом формирует отдельные черты личности, характерные образцы поведения.
С момента самого появления управленческой практики, а затем и науки об управлении личность управленца является одним из центральных объектов познания. В наше время актуальность управленческой проблематики только возрастает, поскольку эффективное развитие всех сфер жизни общества (экономической, политической, культурной, социальной) во многом связано с созданием системы успешного руководства. Социально-психологические особенности личности руководителя и его деятельности являются, по мнению А.Л.Свенцицкого, содержанием предмета социальной психологии управления.
Проблема успешной личности на сегодняшний день очевидна и актуальна. Быть успешным это значит добиваться поставленной цели, сохраняя при этом свое психологическое и физическое здоровье.
Опираясь на исследования зарубежных (Ф.Тейлор, А. Файоль, Ф. Фидлер и др.) и отечественных авторов (А. И. Китов, Е. А. Климов, П. К. Одинцов и др.), можно утверждать, что эффективные руководители отличаются друг от друга по способностям, особенностям темперамента, поведению, знаниям, интеллекту. Объединяет же их одно важное свойство: они добиваются выполнения важных и актуальных задач, достигая положительного результата в каждом деле.
Глава 1. Теоретические основы эмпирического исследования особенностей социально-психологических качеств личности руководителя организации.
1.1. Личность и ее социально-психологические характеристики.
Социальная психология рассматривает личность, прежде всего, относительно всего разнообразия социальных связей и включенности ее в различные социальные группы, как на макро, так и на микроуровне.
При этом главными являются процессы взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена. Макроуровень указывает на психологические аспекты взаимоотношений личности с большими социальными группами и обществом в целом.
Существует представление о социально-психологических свойствах личности как вторичных относительно базовых свойств, рассматриваемых в рамках общей психологии.
Социально-психологические свойства личности М.И.Бобнева объединила в четыре группы:
1 группа обеспечивает развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);
2 группа включает свойства, формируемые в ходе взаимодействия членов группы между собой и в результате ее социального влияния;
3 группа общих качества, которые связанны с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);
4 группа объединяет те социальные свойства, которые связанны с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к тому или иному способу действия и мышления, к конкретному отношению к проблемам и т.д.) [11].
Существует ряд гносеологических сложностей, в частности относительно понятия социально-психологических способностей личности. Вся группа этих способностей полностью связана с проявлениями личности в общении. К ним относят, во-первых, те, которые формируются в процессе общения: перцептивная способность (В. В. Лабунская), способность к эмоциональному отклику (А. А. Бодалев), общая способность к оценке другого (Г. Олпорт); наблюдательность и проницательность (Ю. М. Жуков) и т.п. Во-вторых, все то, что объединено в таких терминах как социально-психологическая компетентность, компетентность в общении, межличностная компетентность, социально-перцептивный стиль и др. [12, 19, 33]
Заключение
Социальная психология рассматривает личность, прежде всего, относительно всего разнообразия социальных связей и включенности ее в различные социальные группы, как на макро, так и на микроуровне.
При этом главными являются процессы взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена.
В ходе теоретического анализа научной литературы мы пришли к выводу о том, что к социально-психологическим качествам личности относятся качества, формирующиеся в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. Все они формируются в условиях реальных социальных групп, в которые включена личность.
Одной из важнейших социальных групп, в которых реализуется личность, является трудовой коллектив.
Цель управленческой деятельности состоит в обеспечении эффективного функционирования определенной организационной системы.
А труд руководителя включает два основных аспекта:
• обеспечение технологического процесса
• организация межличностного взаимодействия.
Совокупность характеристик и признаков управленческой деятельности образует определенный конгломерат психологических особенностей, присущий ей как особому типу профессиональной деятельности, отличающий ее от других типов деятельности и обладающий разной степенью выраженности.
Исследование проводилось в г. Ульяновске.