Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Связь уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста и стиля детско-родительских отношений
Введение
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.
Cтарший дошкольный возраcт характеризуется тем, что проиcходит базиcное становление cамооценки. Cамооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личноcти человека. В cвою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от характера детско-родительских отношений.
Период старшего дошкольного возраста - начало осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы в решении задач и выполнении требований социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. В этой связи особенно важно определить, какие факторы влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Самооценка как психологическая категория
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В. отмечают, что завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей .
Самооценка как объект исследования в зарубежных и отечественных психологических работах давно занимает привилегированное положение, о чем свидетельствует факт непрерывного роста общего объема публикаций, напрямую связанных с проблемами самооценки. Однако споры о природе, значении и механизмах самооценки не прекращаются до сих пор. Более того, как заметил К. Мрук (Mruk, 1999), все теперь знают, что такое самооценка, но никто не может дать точное и исчерпывающее определение – сколько исследователей, столько и различных дефиниций.
Заключение
Самооценка — личностный параметр умственной деятельности, выполняющий регулятивную функцию. Успешная деятельность зависит не только от хорошо усвоенных и понятых знаний, но во многом и от уровня самооценки ребенка. Ведь всем известно присутствие тесной прямой связи между умственным развитием и развитием личности ребенка.
В результате проведенного теоретического анализа научной литературы, мы смогли отметить, что самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности Самооценка является интегральной характеристикой чувства психологического благополучия и тесно связана с уровнем социальной адаптации. Механизмы формирования самооценки определяются многими факторами, в том числе уровнем интеллекта на разных этапах развития
Оптимизировав опыт психологов и педагогов по изучаемому вопросу, мы выяснили, что самооценка оказывает непосредственное влияние на развитие детей младшего школьного возраста. Все авторы едины во мнении негативного влияния заниженной и сильно завышенной самооценки на успешность обучения и интеллектуальное развитие, и успешность деятельности человека, в том числе и профессиональной.