Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов
Введение
Актуальность.
Сам факт существования некого психологического феномена, который в современной науке обозначен термином «синдром эмоционального выгорания», известен довольно давно. Многие люди, которым в своей профессиональной деятельности приходиться постоянно взаимодействовать с другими людьми, будь то ученики, пациенты, подчиненные и т.д. могут описать состояние опустошенности, потере интереса к работе, цинизм и т.д., которые вдруг начинают испытывать спустя несколько лет, занимаясь вроде бы любимой профессией.
В последние годы такой психологический феномен как синдром эмоционального выгорания широко обсуждается как отечественными, так и зарубежными психологами, и в научном мире еще не сложилось однозначной оценки этого феномена, не сформирован до конца перечень условий и факторов, провоцирующих развитие синдрома эмоционального выгорания и т.д. Очевидно, это сложное проявление одной из форм деформации человеческой личности в целом, поэтому и возникают определенные трудности в интерпретации его проявлений и причин возникновения.
Педагогические работники относятся к зоне особого риска, так как их работа связана с каждодневными эмоциональными нагрузками, взаимодействием с другими людьми.
..................
Глава 1. Профессиональное выгорание педагогов
1.1. Понятие профессиональное выгорание в психологии
Впервые в психологической науке термин ‘’эмоциональное выгорание’’ был предложен в 1974 году американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером. Этим понятием он попытался охарактеризовать психологического состояния здоровых людей, которые, выполняя свои профессиональные обязанности, находятся в интенсивном и тесном взаимодействии с другими людьми. В первоначальной интерпретации под этим понятием понималось состояние изнеможения, истощения, сопровождающееся ощущением собственной бесполезности [23, с. 52].
В начале 80-х годов 20 в. перу зарубежных исследователей принадлежало около тысячи опубликованных научных материалов, посвященных феномену эмоционального сгорания. Но большая часть представленных в них исследований имели описательный и эпизодический характер, а круг потенциальных «носителей» этого синдрома ограничивался медицинскими сотрудниками и служащими в благотворительных организациях. В 1982 г. исследователь Р. Шваб предложил расширить группу профессионального риска, включив сюда педагогов, полицейских, юристов, тюремный персонал, политиков, менеджеров всех уровней [17, с. 40].
Синдром "выгорания" довольно широко известен и исследуется в западной психологической науке. Многочисленное изучение факторов, влияющих на выгорание, не помогли ответить на вопрос, что становиться «пусковым механизмом» в возникновении синдрома выгорания. Что является главной причиной - личностные особенности или характер профессиональной деятельности, контакты с клиентами или особенности рабочей среды? Все это - отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и профессии. ...........