Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование особенностей возникновения конфликтов в подростковом возрасте
Введение
Актуальность.
На данный период развития психологии как науки такая ее отрасль как конфликтология является одной из активно развивающихся и востребованных отраслей. Это связано, прежде всего, с общим ростом конфликтности в современном обществе.
Конфликт, как социальное и психологическое явление, является постоянным спутником и частью человеческой жизни как форма разрешения различных противоречий: бытовых, социальных, психологических и др.
Что же касается конфликтов в подростковом возрасте, то здесь актуальность исследования особенностей возникновения данного вида конфликтов связана со следующими факторами:
- подростковый возраст является кризисным периодом в онтогенезе человека, в следствие этого подросток склонен к конфликтности в силу возрастных психологических особенностей: формирования чувства взрослости, «подросткового комплекса», незрелости эмоциональной и волевой сфер и т.д.
- подростки, в силу малого жизненного опыта чаще всего не имеют навыков и знаний, достаточных для конструктивного разрешения конфликта, в силу чего конфликты в этом возрасте приобретают особую остроту;
- неразрешенные и деструктивные конфликты в подростковом возрасте часто становятся причиной различных форм девиантного и деликвентного поведения подростков: это драки, суициды, побеги из дома, прогулы школьных занятий и т.п.
Поэтому исследование особенностей возникновения и протекания подростковых конфликтов актуально для педагогической, возрастной психологии и педагогики, а также конфликтологии.
Глава 1. Теоретические основы изучения конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликта и его причин в психологии
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий нередко приводят к возникновению спорной ситуации. Если сложившаяся спорная ситуация представляет угрозу достижению цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликт – отсутствие согласия между двумя и более сторонами (личностями или группами людей). Каждая сторона делает все возможное, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое [21].
Следует учитывать, что наиболее существенным источником конфликтов являются социальные противоречия. Это может быть неудовлетворенность социальных потребностей человека в группе, которые проявляются в человеческих отношениях (низкий статус, недостаточное внимание и уважение окружающих, отсутствие чувства защищенности или условий для самовыражения и самоутверждения). Часто конфликты обусловлены духовной и интеллектуальной своеобразностью и отличиями участников конфликта.
Заключение
Конфликт – отсутствие согласия между двумя и более сторонами (личностями или группами людей). Каждая сторона делает все возможное, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликты как социально-психологические явления могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми и межгосударственными.
Обычно конфликт считают негативным социально-психологическим явлением, отрицательно влияющим как на конфликтующих, так и на коллектив в целом, но практически каждый конфликт несет в себе и конструктивные, и деструктивные функции.
Решающее влияние на поведение личности в конфликте оказывает она сама — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения проблем и модели поведения. Все это — существенный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликтов, переход их в экстремальные и крайне эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностных и межгрупповых конфликтов.