Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Культурология как наука. Анализ основных подходов
Введение
Существует целый комплекс наук, включающий в себя философию культуры, историю культуры, филологию, литературоведение, семиотику и т. д., которые изучают культуру в самых различных срезах. Знания, которые накоплены данным науками, дают достаточно объемное представление о том, что представляет собой культура, как функционируют ее отдельные элементы.
Значение культурологии определяется, прежде всего, тем, что она проясняет смысл культуры, раскрывает её роль в общественной жизни, позволяет составить более четкое представление о том, каков должен быть вектор исторического развития, на достижение каких целей должны быть сконцентрированы как усилия отдельной личности, так и всего общества. Практика показывает, что большинство людей, воспитанных в определенной мировоззренческой традиции, эту роль понимают весьма упрощенно, а зачастую превратно. Вхождение в мир культуры рассматривается ими, прежде всего, как средство расширения кругозора, как способ обретения более высокого социального статуса, как условие обретения многочисленных и весьма полезных в практическом плане контактов. Быть культурным человеком, с их точки зрения, не только приятно, но и полезно, ибо существует определенная установка массового сознания, согласно которой человек, обладающий определенными знаниями, манерой поведения, ценностными ориентациями, может рассчитывать на особое отношение, на взаимопонимание и поддержку.
............
Культурология как наука: понятие, предмет и взаимосвязь в другими науками
Современное развитие культурологии во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества, поэтому понимание предмета культурологии находится в зависимости от истолкования основного его понятия – культуры, которое характеризуется многоаспектностью и многообразием интерпретаций.
Существует несколько причин многообразия определений культуры:
1. Смысловое многообразие самого термина «культура» (например, «культура Возрождения», сельскохозяйственные культуры», «культура эмоций» и т.д.);
2. Многообразие философско-научных подходов к термину «культура» (психоанализ, марксизм, экзистенциализм, философская антропология, постмодернизм и т.д.);
3. Многообразие подходов к толкованию термина «культура» (например, определения описательные, исторические, нормативные, ценностные и т.д.) .
Исходя из вышесказанного можно выделить основные подходы к содержанию культурологического знания:
.............
Заключение
Культурология занимается изучением культур как сверхсложного системного объекта, распадающегося на множество подсистем. В отличие от других наук, она не может удовлетворяться изучением форм культурного бытия отдельного индивида. Напротив, ее интересует культура как глобальный феномен, не имеющий локализации во времени и пространстве, как континуум, в котором разворачивается бытие всего человечества. Культурология стремится к универсальной точке зрения, синтезу различных подходов, теорий, к выработке на этой основе единой концепции культуры, позволяющей не только описывать, но и прогнозировать ее развитие. В этом смысле культурология может рассматриваться в качестве междисциплинарной метатеории самого высокого уровня. Однако она включает в себя и пласт эмпирического знания. Его составляют данные, накопленные этнологами, историками, социологами культуры и т. д., уже прошедшие стадию первоначального осмысления и обобщения.
Культурология обращается к феноменам, которые, на первый взгляд, общеизвестны, но при ближайшем рассмотрении оказываются весьма сложными. Культуролог превращает в научную проблему то, что на уровне обыденного сознания не вызывает сомнения, в этом смысле он заново открывает мир, срывает с него маску тривиальности. ..............