Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние свойств темперамента на профессиональный выбор в юношеском возрасте (2 глава)
Цель исследования: выявить взаимосвязь профессионального самоопределения старшеклассников с типом темперамента .
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального самоопределения старшеклассников с типами темперамента.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует связь между индивидуально-типологическими свойствами личности и типом профессионального выбора у старших школьников, а именно:
- меланхолики – Социальный тип, человек-природа, человек-человек,
- холерики – Артистический тип, человек-художественный образ
- флегматики – Конвенциальный тип, человек-знаковая система,
- сангвиники – Предприимчивый тип, человек-техника...
Анализ литературы позволяет утверждать, что профессиональное самоопределение личности рассматривается, как: часть профессионального развития субъекта труда, является важнейшим его проявлением и представляет собой самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития, проявляется в многократных актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на различных этапах профессионального становления (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер и др.); идентичность личности с профессиональной ролью, при этом оно является одним из этапов ее развития и становления (Д. Марсиа, А.В. Мудрик, В.Ф. Сафин, П.А. Шавир, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон и др.); определение профессиональной направленности (Н.Н. Захаров, Н.В. Самоукина, В.Ф. Сахаров, Н.Н. Чистяков и др.) и т.д. Профессиональное самоопределение начинается с момента выбора профессии и проходит длительную историю развития, осуществляется в ходе активного овладения основами данной профессии, овладения необходимыми знаниями и умениями, постепенного повышения уровня профессионального мастерства.
Эффективное профессиональное самоопределение старшеклассника возможно лишь при достаточно высоком уровне развития его личности, который предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями. По-видимому, сегодня помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко. Речь необходимо вести о единстве профессионального и личностного самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте. Знание особенностей старшеклассников при личностно-профессиональном самоопределении поможет организовать продуманное психолого-педагогическое сопровождение. Не натаскивание, не информирование, а именно сопровождение...