Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контент-анализ и его использование при проведении информационно-аналитической работы
ВВЕДЕНИЕ
Контент-анализ — это метод количественного систематического подхода к изучению объекта. Важным является то, что он формализован. Формализованность, систематичность и строгость контент-анализа проявляется в том, что исследование проводится на основании методологически обоснованной программы, по определенным процедурам и служит для получения информации, отвечающей некоторым критериям качества.
В современной системе методов научного познания контент-анализ является универсальным в работе с текстовыми материалами, что позволяет рассматривать его как один из общих методов исследова- ния общественных и гуманитарных наук. Актуальность применения контент-анализа в педагогическом исследовании обусловлена тем, что, являясь самым технологичным из аналитических методов, он в наибольшей степени подходит для систематического мониторинга больших информационных потоков и позволяет выявить глубинные черты и особенности ценностных ориентаций, социальных установок и представлений, что не всегда возможно с помощью тестов или анкетирования [8].
.............
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
1.1. История контент-анализа
Контент-анализ представляет собой исследовательскую технику для получения результатов путем анализа содержания текста о состоянии и свойствах социальной действительности [12]. Данный метод исследования зародился в США на рубеже XIX-XX вв. В истории его развития можно выделить несколько этапов: конец XIX - начало XX в. - период разнородного нестрогого частотного анализа (П. П. Блонский, А. Геллер, В. А. Кузьмичев, Н. А. Рыбников, И. Янис) [4], середина ХХ в. - «классический» частотный контент-анализ, появление компьютерных технологий (Б. Ба- рельсон, Г. Лассуэл, Ч. Осгуд, П. Солтер, Ф. Стоун) [9]; с 70-х гг. XX в. по настоящее время - анализ латентного (неявного) содержания текста, компьютерные пакеты контент-анализа (А. Н. Алексеев, Л. И. Бородкин, В. С. Дудченко, Л. М. Землянова, В. В. Ильин, З. В. Сикевич, И. Е. Штейнберг, Л. Н Федотова, В. А. Ядов) [1; 3; 5; 6; 10; 15; 14; 16], система ВААЛ (В. И. Шалак и М. Н. Дымшиц) [11], компьютерный пакет ЛЕКТА (А. А. Иудин и М. Рюмин) [13].
Таким образом, метод контент-анализа используется в науке уже более ста лет, а в последние десятилетия его активно используют представители социогуманитарных наук (историки, языковеды, психологи, педагоги, искусствоведы). Большинство ученых (А. Н. Алексеев, Н. Н. Богомолова,
..........