Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование навыков общения у младших школьников
Введение
Эффективное межличностное взаимодействие с другими людьми, особенно со сверстниками, является фундаментом личностного развития ребёнка, развития его самосознания. Вопросы межличностных взаимодействий среди детей имеют первостепенное практическое и теоретическое значение.
Данная работа опирается на исследования межличностных отношений детей со сверстниками В. В. Абраменковой, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, B. C. Мухиной, Я. Л. Коломинского, A. M. Прихожан, Е. О. Смирновой, В. Г. Утробиной, Д. И. Фельдштейна и др.
А также на труды отечественных и зарубежных ученых о развитии коммуникативной компетентности у детей и в первую очередь - М. И. Лисиной, В. А Кан-Калика, Н. Д Никандрова, А. Б Добрович, Т. А. Репиной, Е. О Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др.
Проблемы формирования коммуникативных навыков рассматривались в диссертационных исследованиях последних лет, где понятие «коммуникативных навыков» анализировалось в соответствии со сторонами и функциями общения (Э. И. Аюпова, Г. М. Бушуева, Т. Н. Волкова, И. А. Гришанова, Е. Ю. Кононова, О. П. Кравчук, Е. В. Кравченко, Л. А. Кузнецова, Л. Я. Лозован, И. М. Михайлова, О. Н. Мостова, А. В. Хаустов, Е. В. Хвостова, и другие). Наряду с сущностными характеристиками исследуемого объекта как фактора коммуникативной успешности (И. А. Гришанова), остается открытым вопрос о способах педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников. ...........
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования по изучению формирования навыком общения в младшем школьном возрасте.
1.1. Категория общения в психологии
Общение – представляет собой разносторонний процесс развития контактов между людьми в связи с необходимостью совместной деятельности.
Процесс взаимодействия при общении имеет три направления[5,12]:
• коммуникативное (в виде передачи и обмена информацией между участниками);
• интерактивное (взаимодействие общающихся в действиях и поступках);
• перцептивное (взаимовосприятие партнерами по коммуникации друг друга).
Коммуникативный элемент характеризуют:
• умение установить психологический контакт;
• учет особенностей психологического воздействия;
• логичность, аргументированность и адекватность ситуационного общения;
• эффективность сочетания вербальных и невербальных систем коммуникации.
Коммуникации это одновременно и обмен идеями, интересами, настроениями и т.п., и информация, соотнесенная с конкретным поведением общающихся.
Коммуникация предполагает наличие, как минимум, двух индивидов - участников обмена информацией в процессе взаимодействия; психическое доминирующее воздействие на партнера с одной стороны или от всех участников общения; наличие или выработку единой системой кодирования информации всеми общающимися. Отсутствие перечисленных условий провоцирует коммуникационные барьеры, которые, как правило, имеют социальную или психологическую обусловленность.
..........