Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Использование логических приёмов сравнения и классификации при формировании вычислительных навыков младших школьников в начальном курсе математике
Введение
Экономические, социокультурные и другие преобразования, которые происходят в обществе в настоящее время, требуют обновления содержания образовательного процесса детей разного возраста, в том числе и системы начального школьного образования. Разработка новых вариантов образования, направленного на развитие интеллектуальных способностей, способствует актуализации внимания ученых и практикующих педагогов к развитию логического мышления. Сформированное логическое мышление обеспечивает человеку свободное ориентирование в окружающей действительности, продуктивное и результативное осуществление деятельности.
Основные показатели умственного развития младших школьников заключаются в усвоении системы знаний, накоплении их фонда, развитии творческого мышления и овладении познавательной деятельностью, необходимой для получения новых знаний.
Наибольшую важность представляет развитие способности к наблюдению, сравнению, выделению существенных признаков явлений и предметов, классификации, простейшим выводам и обобщениям. Освоенные в результате приемы логического мышления являются необходимыми при решении множества умственных задач математики и выступают в качестве основы интеллекта ребенка.
Актуальность темы исследования. Содержание образования в начальной школе в большинстве своем построено на применении таких логических способов, как выполнение элементарных видов синтеза и анализа, сравнения, определения взаимосвязи рядовых и видовых понятий. ............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИЕМОВ СРАВНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ
1.1. Содержание понятия «вычислительные навыки» и проблемы, связанные с их формированием
Формирование у учащихся прочных, а главное сознательных вычислительных умений и навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений, является в школе одной из основных задач преподавания курса математики. [38, с 92]
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков привлекала особое внимание дидактов, психологов, учителей, методистов. В методике преподавания математики популярны исследования С.С. Минаевой, М.И. Моро, А.А. Столяра, С.Е. Царевой, М.А. Бантовой, Н.Л. Стефановой, Е.С. Дубинчук, Я.Ф. Чекмарева, Н.Б. Истоминой и др.
Любое из этих исследований привнесло вклад в совершенствование и разработку той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики (М.А. Бантова, М.И. Моро, Г.В. Бельтюкова, Ю.М. Колягин, С.В. Степанова, А.М. Пышкало).
Вычислительные навыки – это высокая степень овладения вычислительными приемами [35, с.54]. Сформировать у младших школьников вычислительные навыки – значит научить их быстро находить числовое значение любого выражения, определяя при этом, какие операции необходимо выполнить и в какой последовательности. Формирование у младших школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий.
..........