Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь стиля родительского отношения и преобладающего типа агрессии подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы может быть определена важностью теоретического и практического осмысления детерминант агрессивного поведения подростков. Неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая и экологическая обстановка, которая сложилась в современном обществе, обуславливает рост разнообразных отклонений в личностном развитии, а также поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только растущая отчужденность, а также духовная опустошенность и повышенная тревожность детей, но и их жестокость, цинизм и агрессивность. Самый острый период возрастания агрессивности у детей наблюдается в момент перехода из детства во взрослое состояние – то есть подростковый период. Проблема агрессивного поведения детей подросткового возраста всегда вызывала, и будет вызывать научно-практический интерес исследователей. Но любые попытки объяснения агрессивного действия подростков затруднены по причине того, что не только в обыденном сознании, но и профессиональных кругах, а также теоретических концепциях, явление агрессии получилось крайне противоречивое толкование, что мешает ее полноценному толкованию и возможности практического воздействия.
У детей подросткового возраста в силу сложности и противоречивости особенностей, а также внешних и внутренних условий их развития могут появляться ситуации, нарушающие нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для развития агрессивного поведения. Любые нарушения поведения детей подросткового возраста являются актуальной проблемой, и данная актуальность обладает четко выраженной тенденцией к росту.
..........
1.2. Психологические особенности агрессии в подростковом возрасте
В практике, и обыденном сознании, а также психолого-педагогической литературе, стало нормой обозначать подростковый возраст как «трудный», «критически», «конфликтный». При этом, существует мнение, что основной причиной кризиса подросткового возраста являются физиологические изменения в организма ребенка подросткового возраста, поэтому очень часто дается такое узкое определение подросткового возраста, как «пубертатного периода», то есть периода полового созревания ребенка.
Однако, в фундаментальных работах таких отечественных исследователей, как Л.И. Божович и Д.И. Фельдштейна говорится, что половое созревание может оказываться влияние на развитие ребенка, однако оно опосредовано отношениями подростков к окружающему миру, сравнениями. Также, они выделяют, что не биологические особенности могут быть определяющими в развитии растущего человека, как личности, а процесс выхода его на качественно новую социальную позицию, где реально формируется его сознательное отношение к себе, как к полноценному члену общества[8][62, 48c.]
Тревожными являются моменты в поведении части подростков, такие как агрессивность, жестокость, которые способны принимать устойчивый характер, особенно в ходе стихийно-группового общения, складывающегося в разных компаниях. Но это общение, система отношений, строящиеся на почве законов асоциальных подростковых групп является следствием ситуации замещения при непринятии подростком мира социально значимых отношений взрослых, а не генетическими факторами [1, 78c.].
.....