Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологическое исследование эмоционально-волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что начиная с 18-19 вв. данная проблема в рамках психологии была наиболее значимой среди остальных, однако с 20 века в психологических исследованиях можно заметить значительный спад в изучении воли, эмоций и их регуляции в частности. Подобный спад был обоснован кризисным положением в психологической науке.
При изучении воли важно понимать, что её изучение может сводиться к её пониманию с двух научных точек зрения, которые основаны на обыденной позиции. Воля понимается как свобода выбора, т.е. что не находится в зависимости от внешних обстоятельств, другая позиция связывается с детерминизмом, т.е. с зависимостью от внешних обстоятельств, влияющих на поведение индивида, тем самым способное превращать людей в роботов.
На сегодняшний день, многие специалисты, такие как: М.А. Макарушина, Е.В. Эйдман, В.А. Иванников, не оставляют попыток воскресить учение о воле, как о целостном, и придать ей интегративный характер.
Обуславливая важность исследования волевой сферы, отметим, что в младшем школьном возрасте происходит её активное формирование и становление, суть которого заключается в умении подчиниться требуемым правилам, которые в последующем приводят к саморегуляции.
Исследование эмоциональной сферы в современном научном мире также приобретает повышенный интерес специалистов, который связан с определением разнообразных закономерностей эмоционально-волевого развития, что в свою очередь при дальнейших экспериментальных исследованиях может привести к увеличению знаний и понимания формирования механизмов развития интеллекта и личности в целом.
.........
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционально-волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в психологической науке
1.1 Проблема эмоционально-волевой регуляции в психологической науке
При изучении эмоционально-волевой регуляции, важно отобразить основные понятия. Так, под эмоциями в литературе понимаются длительные по времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или же животного, которые отражают смысл жизненных ситуаций. Вопросами эмоций в современной науке разрабатывается в наименьшей степени, нежели иные области знания.
Отметим, что в общей психологии, на современном этапе развития науки, под эмоциями понимаются сложные и многоаспектные образования, которые в свою очередь производят такие функции как: отражение и регуляция. По сегодняшний день нет общей позиции специалистов психологической науки касаемо теории эмоций, но стоит акцентировать внимание на большем успехе деятельностного подхода в теоретическом исследовании данной проблемы [14].
Специалистами психологии выделяется значимость исследования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста, по причине того что эмоции находятся в тесной взаимосвязи со множеством психологических процессов: воля, воображение, память, восприятие, мышление, которые в свою очередь важны для успешного процесса адаптации и социализации учеников.
Так, исходя из темы нашего исследования, остановимся подробно на таком психической процессе как воля. Воля, является высшей психической функцией, которая характеризуется, как способность человека принимать решения на основании мыслительного процесса, а также направлять свои мысли и действия в соответствии с принятыми им решениями [3].
........