Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Прикладная и практическая направленность обучения математике
Введение
Актуальность исследования
Школьное образование формирует у человека способность и побуждение к созидательной деятельности в определённой сфере труда и творчества, создает предпосылки к общению с другими индивидами и коллективом посредством различных форм личностных и деловых контактов, основанных на общечеловеческих социальных и нравственных нормах. По сути своей, школьное образование выступает ключевым фактором социализации личности, последующие ступени образования, такие, как профессиональное или высшее, лишь формируют у человека ряд профессиональных качеств необходимых для реализации трудовой деятельности. В связи с этим, в последние несколько лет уделено столь существенное внимание именно прикладному аспекту образования в школах, и возможно, именно этот факт обусловил введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Без школьного образования и воспитания невозможно обеспечить последующую профессиональную подготовку человека и дать ему навыки в отдельно взятой сфере трудовой деятельности.
Снижение качества предоставляемых образовательных услуг российскими общеобразовательными школами именно в части прикладного обучения математике, отмечается многими высшими учебными заведениями при наборе абитуриентов на первый курс.
...............
Глава 1. Теоретические основы обучения математике: прикладной аспект
1.1. Место и содержание практической и прикладной деятельности в обучении математики
Прикладной аспект в обучении является объектом исследования достаточно давно. Необходимость прикладного аспекта в обучении сформулирована в начале XX века, с того момента, когда американский учёный и философ, Джон Дьюи, рассматривающий проблемы организации системы образования, предложил «учения через деятельность».
Основные принципы системы Джона Дьюи предполагали:
• Учет интересов обучающихся.
• Учение через обучение мысли и действию.
• Познание и знание являются следствием преодоления трудностей и препятствий.
• В обучении неотъемлемой частью выступают свободная творческая работа и сотрудничество[40,33-38].
В российской педагогической науке фундаментальный вклад в развитие прикладного компонента в обучении внесли такие философы, как: Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин, В.А. Лекторский. Также теорией прикладного подхода в обучении занимались психологи, в частности, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.
Применение любой педагогической технологии в обучении предполагает наличие прикладного аспекта в обучении, в силу того, что при любой технологии обучения предусматривается какая-либо деятельность обучающихся, организуемая и реализуемая путём применения той или иной системы[7,23]. Прикладной аспект подразумевает активную деятельность обучающихся, как познавательную (активное усвоение знаний), так и практическую (выработка умений и навыков), именно необходимость активной деятельности в процессе обучения лежит в основе деятельностного подхода в обучении, а также требований ФГОС, которые предполагают, что обучающийся сам «добывает» знания[6,99].
........