Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Самооценка и психологические типы организации личности
ВВЕДЕНИЕ
Наличие в человеческой сущности сферы самосознания и склонности к самопознанию обусловливает наш субъектный статус, а процессы рефлексивного характера дополнительно доказывают этот факт. Феномены самопознания и самосознания отличаются многоаспектностью и содержат в себе разные аспекты психологических исследований. Именно они оказали особое влияние на формирование системы представлений человека о собственных чертах, личностных особенностях и психологических новообразованиях: образе Я, самооценке, Я-концепции, выступающей здесь в качестве объединяющего начала. Исследование образа Я особенно ценно при обращении к феномену самооценки, который в психологической науке трактуется как сложный конструкт, обусловливающий эмоциональное равновесие и самопринятие, а также при нарушениях влияющий на формирование внутриличностных конфликтов и даже различных невротических состояний. Кроме того, самооценка также может быть подвержена воздействию внешних обстоятельств и соответственно может претерпевать существенную трансформацию, что, безусловно, отражается и на поведенческой линии отдельной личности, и на векторе развития ее самосознания. В связи с этим явление самооценки продолжает быть предметом научно-психологических, социологических и философских исследований. Зачастую эти исследования оказываются ориентированными либо на конкретную социально-возрастную группу, либо на конкретную внешнюю ситуацию, оказавшую свое влияние на самооценку отдельной личности.
..........
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ У ЭПИЛЕПТОИДНОГО, ИСТЕРИЧЕСКОГО, ШИЗОИДНОГО ТИПОВ ЛИЧНОСТИ
1.1. Я-концепция, самооценка – содержание и соотношение понятий
Я-концепция – это устойчивая система представлений человека относительно самого себя, образ собственного «Я», образ своих качеств, способностей, внешности, характера, темперамента, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. Я-концепция является динамическим образованием. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания путем самоанализа, рефлексии, сравнения себя с другими людьми. Необходимо отметить, что представления человека о самом себе кажутся ему убедительными не зависимо от того, является ли это знание объективным и соответствует ли оно реальности.
Понятие «Я-концепция» становится одним из центральных в трудах Карла Роджерса, который говорил об изменчивости и гибкости «Я». Опираясь на понятие изменчивого «Я», Карл Роджерс сформулировал теорию о том, что люди не просто способны к личностному развитию, а что такая тенденция является для них естественной и преобладающей. «Я» или «Я-концепция» - это понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее»
Глубокие исследования «Я-концепции» проводились Р. Бернсом, в работах которого этот феномен связан с самооценкой как совокупность самоустановок и прочих представлений индивида о самом себе. Такая связь является следствием описательного и оценочного аспекта «Я-концепции»: первый представляет собой образ «Я», а второй – отношение человека к самому себе и самопринятие.
..........