Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Проблема самооценивания, самоотношения является одной из самых значительных и актуальных в психологии. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень данного процесса, показатель индивидного уровня его развития.
Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений, что обусловило его выбор для проведения нашего исследования. Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Следует отметить при этом, что оценка себя формируется несколько позже возникновения способности к оценке другого.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы самооценки личности
1.1 Понятие «самооценка личности» в психологии
Самооценка – один из психологических феноменов, известный каждому, но, при этом, трудно определяемый. В научной психологической литературе термин «самооценка» используется наряду с такими терминами, как «самопринятие», «самоуважение», «самоэффективность», «самоотношение», «чувство собственного достоинства», «удовлетворенность собой», «чувство собственной компетентности», «Я-концепция», «образ-Я» и т. п. Некоторые авторы рассматривают их как синонимы, другие употребля¬ют в разных значениях. С.Р. Пантилеев считает, что зачастую общепризнанных и определенных концептуальных различий в таком разнообразии в словоупотреблении нет.
Многообразие терминов не означает, что такого психологического феномена нет. Самооценивание – это психологическая реальность, то, что постоянно делает каждый человек как в процессе своего развития, так и в процессе профессиональной деятельности. Его можно рассматривать как личностный механизм, с помощью которого человек «привязывает» свои достижения и промахи, настоящее и будущее к определенной точке отсчета: к своим способностям, индивидуально-психическим особенностям и к социальным нормам, тем самым направляя, регулируя свое развитие. Самооценивание подвластно человеку, делает его самоопределяющимся, саморазвивающимся, саморегулирующимся; позволяет чувствовать себя счастливым и несчастным, удовлетворенным жизнью, профессией и постоянно неудовлетворенным, ищущим. Управление самооценкой – в значительной степени это управление своей жизнью, судьбой.
Заключение
Данная работа посвящена рассмотрению проблемы формирования самооценки и особенностей ее проявления в старшем дошкольном возрасте.
В ходе теоретического исследования на основе изучения литературы в соответствии с поставленными задачами нами были сделаны следующие выводы.
Понятие «самооценка» используется в психологической литературе для обозначения двух феноменов: с одной стороны, это устойчивое структурное образование, компонент самосознания, с другой – сам процесс самооценивания, предполагающий приписывание своей личности определенного значения на основе условной шкалы «хорошо – плохо». Самооценка обеспечивает многообразие стратегий в осуществлении тех или иных деятельностей и в решении разного рода задач, оказывает влия-ние на построение взаимоотношений с другими людьми, способствует осу-ществлению самоопределения, самовыражения и самореализации, определя¬ет построение жизненных стратегий, при необходимости выполняя функцию психологической защиты и функцию сохранения внутренней стабильности и согласованности компонентов самости.