Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в условиях коллективной изобразительной деятельности.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, делают особо актуальным проблему развития и воспитания у детей с раннего детства гуманного отношения к «другому», доброжелательности к окружающим, выявления уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка нравственных качеств личности. Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Все это является составляющими параметрами доброжелательности.
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
В дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически, трудно достигаемый.
В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.
В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу - значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общие секреты и тайны.
В детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать. Если Вам не нравится лучший друг ребенка - никогда не критикуйте его, тогда для Вашего ребенка он будет выглядеть еще привлекательнее. С возрастом избирательность привязанностей Вашего ребенка будет расти, все больше освобождаясь от ситуативных воздействий (например, внешней привлекательности или дисциплинированности), а в школе у него появятся новые друзья.
Цель исследования – изучение формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в условиях коллективной изобразительной деятельности.
Объект исследования - навыки сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - формирование навыков сотрудничества в совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
1.описать общую характеристику сотрудничества, особенности совместной деятельности и общения со сверстниками в дошкольном возрасте, изучить формы и методы организации коллективной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
2.проанализировать особенности формирования навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста
3.провести экспериментальное исследование уровня сформированности навыков сотрудничества в старшем дошкольном возрасте;
4. подобрать и апробировать систему занятий, направленную на развитие навыков сотрудничества, доброжелательности старших дошкольников и выявить ее эффективность.
Гипотеза исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что если использовать в процессе обучения в ДОУ подобранные занятия с применением изобразительной деятельности, то процесс формирования навыков сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений в коллективе старших дошкольников будет более эффективным.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе ДОУ № 319 г. Москвы в период с сентября 2007 по ноябрь 2007 г. В экспериментальной работе принимали участие 8 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).