Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Интеграция основного и дополнительного образования как условие формирования целостного образовательного пространства детского сада
Введение
Актуальность исследования
Требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к системе дошкольного образования предполагают постановку во главу угла в системе воспитания дошкольников индивидуального подхода. Ввиду этого, в основу исследования легла проблема поиска путей реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО). Одним из путей реализации индивидуального подхода может выступить интеграция основного и дополнительного образования в образовательном пространстве ДОО.
Включение дополнительного образования в контекст основного позволяет расширить возможности учебно-воспитательного процесса ДОО за счет привлечения ресурсов основного и дополнительного образования и взаимообмена в едином образовательном пространстве. Поскольку образовательное пространство представляет собой особую социокультурную среду ДОО, которая формируется под влиянием образовательной деятельности, интеграция компонентов основного и дополнительного образования, как представляется, позволит обогатить образовательное пространство, и тем самым повысить эффективность учебно-воспитательного процесса ДОО.
..........
Глава 1. Теоретические основы формирования образовательного пространства ДОО
1.1. Образовательное пространство ДОО, как фактор развития дошкольников
В современной педагогике понятие «образовательное пространство» обнаруживает ряд аспектов при детальном рассмотрении, в частности, различными авторами оно может быть истолковано, как:
• место воспитания человека определенного типа — свободного, творческого, гуманного, способного к самоопределению (Б. Д. Эльконин, Н. Б. Крылова, М. И. Корнева и др.);
• часть социального пространства, где на единых ценностно- смысловых основах реализуется регламентированная образовательная деятельность (Б. С. Гершунский, Г. Н. Сериков, В. Е. Шукшунов и др.);
• область действия образовательных стандартов государства (В. М. Полонский, Н. Д. Никандров и др.);
• территория, существующая относительно конкретного субъекта, для которого она имеет определенную (как правило, образовательную, воспитательную) значимость (И. А. Колесникова, А. В. Гаврилин);
• проявление ценностей культуры в разных видах детской деятельности — «игровое пространство», «художественное пространство», «познавательное пространство» и т.д. (И. Д. Демакова, И. П. Иванов и др.).
Во многих исследованиях понятие «образовательное пространство» трактуется через понятие «среда». Например, образовательное пространство определяют, как социокультурную, образовательную среду, либо, как среду, в которой оказывается воспитывающее влияние окружения на ребенка. Встречается трактовка образовательного пространства, как педагогически организованной среды, где происходит становление творческой, духовно-нравственной, полноценной личности ребенка.
Ввиду такого многообразия толкований термина, в рамках данной работы предполагается понимать образовательное пространство, как упорядоченную, гармонизированную, социокультурную среду, складывающуюся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, и подчиненной задачам развития ребенка.
........